КиноЛюди

«Кислород» Ивана Вырыпаева

В ролях: Каролина Грушка, Алексей Филимонов, Варвара Воецкова, Юлия Снигирь
Режиссер: Иван Вырыпаев
Кинематографическая школа: Российское кино
Жанр: Драма
Длительность: 01:15

В июле этого года в нашем провинциальном городе произошло культурное событие, сравнимое по масштабам разве что со скандальным показом на широком экране фильма «Груз200″ (но об этом в другой раз) – в самом большом кинотеатре города не только состоялась премьера арт-хаусного фильма «Кислород», но и «на беседу со зрителями» приезжал сам иван вырыпаев с исполнительницей главной роли (ее полькое имя я, конечно, не запомнила, но звали ее, как сейчас мне удалось выяснить на официальном сайте фильма – Каролина Грушка). Вот адрес официального сайта, на котором я это узнала – http://kislorod-film.ru. Пару лет назад я смотрела знаменитую «Эйфорию» тоже Ивана Вырыпаева, которая мне очень понравилась и решила такого шанса не упускать.

На подходе к кинотеатру в воздухе болтались белые шары, на которых было написано «kislorod» – прямо вот так, латиницей. Про такой фирменный стиль можно сказать «дешево и сердито», но, кстати, он очень подходит к фильму. В «Кислороде» (а он, как известно, необходим для жизнедеятельности) задеты все жизненно важные темы: и любовь, и измена, и подростки-неформалы («кто-то танцевал хип-хоп, кто-то катался на скейтборде, кто-то целовался у фонтана, в общем, все как обычно…»), и жизнь, и смерть, и надоевшие мужья-жены, и наркотики, и тема Москвы и «остальной России», короче, проще перечислить, наверное те глобальные вопросы, которые не упоминаются. в добавок ко всему все это разбито на библейские заповеди и поется хип-хопом (лучше один раз увидеть)! и фильм вроде о России, ведь русское слово «кислород» – это не oxygen, но написано-то латиницей – и фильм вроде как интернациональный (по крайне мере, актеры из Польши и говорят с акцентом). кстати, в нескольких рецензиях, которые я прочитала об этом написано так «с безумно красивым польским акцентом», который, если честно, мне весь фильм резал ухо, а говоря опять же по-русски, «коробил».

Уже первые кадры заставили меня прочувствовать всю глубину арт-хаусного замысла Ивана Вырыпаева. Про себя я подумала еще: «что, неужели они весь фильм будут так петь?» (и, кстати говоря, так и было). фильм я досмотрела до конца (а ведь многие не выдержали). Не могу сказать, что мне понравилось, но потраченного времени не жалко. такую оригинальность даже настоящим любителям арт-хауса, а тем более русского арт-хауса, удается увидеть далеко не каждый день увидеть, месяц или даже год. кое-что меня смутило – в фильме явно не было нормальной сюжетной линии, а это в сочетании с акцентом, хип-хопом, заповедям и сложным построением сюжета меня в конечном итоге разочаровывало, хотя я изо всех сил пыталась понять хотя бы кто и когда умер (главный герой – Санек – умирал от разных злободневных причин, типа передоза, явно не один раз, а главная героиня – Саша тоже не только выпадала из окна). В общем, голову свою я загрузила по полной.

Обсуждение фильма «Кислород» с Иваном Вырыпаевым

После фильма вышел Иван Вырыпаев с актрисой. Каролина Грушка мне показалась более современной версией образа Миллы Йовович из «Пятого элемента». И сходство было не только в рыжих волосах, но и в первых кадрах, когда она появилась – Саша (героиня Каролины Грушко), гуляя по краю бордюра фонтана (почти что у края окна). Как и прекрасная Лулу из «Пятого элемента» она тоже обладала невероятной хрупкостью, была непонятно одета, вела себя странновато и тоже, как выяснилось позже, сбежала (только не из лаборатории, а от мужа).

Милла Йовович из «Пятого элемента»

Милла Йовович из «Пятого элемента»

Каролина Грушка из "Кислорода"

Каролина Грушка из "Кислорода"

Иван Вырываев привлек большее внимание зала. до этого я, как не стыдно, никогда не видела его даже на фото, но по фильму «Эйфория» Вырыпаев представлялся мне почему-то похожим на боевого и крепкого Кирилла Серебрянникова. В жизни он оказался скорее Гришковцом. В общем, он был таким немного усталым интеллигентным неформалом-пацифистом, уже переросшим подростковый возраст (родился он, как выяснилось, в 1974).

Иван Вырыпаев, режиссер "Кислорода"

Иван Вырыпаев, режиссер "Кислорода"

Похожее чувство, принесшее мне большее разочарование, от аналогичного диссонанса я испытала, когда начиталась “Духless” и случайно увидела Сергея Минаева по тв в какой-то передаче. По книге (хотя, конечно, я понимаю, что он не он главный герой, но все же автор) Минаев представлялся мне чуть худоватым глянцевым юношей-нигилистом, в реальной же жизни предстал вполне обычным упитанным дядечкой в костюме.

Если честно, мне еще показалось, что Вырыпаев свое личное отношение к своему фильму показывать даже не хотел (разве что фразами типо «когда я снимал этот фильм, я никого не хотел обидеть»). А хотел гораздо больше интересовался мнением зрителя, хотя мне, в свою очередь, было бы интересно узнать побольше о нем.

Реакция зала на «Кислород» была дополнительным шоу. Выступление открыл мужчина в возрасте – явно подсадная утка из кинотеатра, который очень литературно и пышно «выразил огромную благодарность режиссеру» и т.д. предупредил всех, что не стоит слишком бурно реагировать на фильм, если он даже и не понравился и подарил, кстати сказать, единственный за всю беседу букет алых роз (все это под видом обычного зрителя). Эта совковость, если честно, меня очень приколола – можно было бы сделать то же самое, но хотя бы не так явно или хотя бы не «под прикрытием», а от лица дирекции кинотеатра.
Сами зрители разбились на два враждующих лагеря – публику в возрасте «кислород» возмутил. Настолько, что они, не дожидаясь микрофона, выкрикивали с места «это плагиат на мастера и Маргариту», «вы пропагандируете наркотики!!!!», «вы хулите библию», «зачем вы затронули ислам?!» и т.д. в этом роде.

Молодые и восторженные поклонницы Вырыпаева, которых в зале оказалось не мало, о его творчестве были осведомлены очень подробно. Они даже ходили раньше на одноименный спектакль и задавали более вразумительные вопросы, выражали благодарность.

Были и такие, кто просто желал успехов режиссеру и между делом виновато спрашивал: «Так о чем же все-таки этот фильм? Какая его основная мысль?»

Я слишком долго зрела со своим вопросом и в итоге так и не успела его задать. А хотелось спросить – почему большинство российских режиссеров любит тему Москвы и России, или просто провинции, или вообще деревни? Почему она им так близка? Опять же на официальном сайте уже Вырыпаева я прочитала, что он сам из Иркутска (http://www.vyrypaev.ru). Может в этом-то и дело? А может это просто сейчас модно? По крайне мере, в фильме «Кислород» есть целая теория про столичных и серпуховских клопов.

Меня, кстати, сказать эта тема тоже волнует. Вообще мне кажется, что городских жителей скоро можно будет возить в глубинку на экскурсии, т.к. сейчас городские в глубинке бывают гораздо реже, чем смотрят в кино про нее. А кто бывает, тот сам из деревни, а значит, его деревней-провиницей не удивишь. Но большинство городских смотрят такие фильмы и не верят, а ведь там часто еще круче, чем в кино!

Мы смотрим на них как на диковинку, а ведь так же и они смотрят на нас!!! Причем на то же само: на странную одежду, быт, транспортные средства и выражения лиц.

И я на такие экскурсии уже езжу не первый год и решила разместить здесь «свой ответ» на тему российской деревни. Не в виде фильма, хотя бы в виде фотографии.

Мой отзыв о фильме «Кислород»

В общем, меня унесло далеко от фильма… Про «кислород» можно подытожить, что этот фильм на любителя и в первую очередь, любителя российского арт-хауса, что в нем не надо искать смысла и сюжета, а стоит скорее воспринимать как авторскую притчу о современности и молодежи. Те, кто к этому не готов, пусть лучше не тратят время, объяснять о чем фильм им и вообще в принципе бесполезно. Но, то что фильм «кислород» не для всех – это факт. Лично мне гораздо ближе «Эйфория», которая тоже все-таки арт-хаус, но в ней хотя бы есть внятный сюжет (хотя более простой и менее оригинальный), драма, которая более понятна, а значит, больше трогает.

почта в деревне

почта в деревне

деревенский магазин

деревенский магазин

для тех кто не знает - колонка))

для тех кто не знает - колонка))

в каждой уважаемой деверне на главной улице есть памятник ВОВ

в каждой уважаемой деверне на главной улице есть памятник ВОВ

слева на гараже - рога деревенского неформала

слева на гараже - рога деревенского неформала

"tokio hotel: the best или говно" - опрос на станции электрички

"tokio hotel: the best или говно" - опрос на станции электрички

а это прошлой зимой в деревню приезжала мадам и обронила свою перчатку

а это прошлой зимой в деревню приезжала мадам и обронила свою перчатку

милая деревенская социальная реклама

милая деревенская социальная реклама

коровы устали

коровы устали

лето в деревне

лето в деревне

мальчик в арт-хаусных трусах

мальчик в арт-хаусных трусах

"зона" в деревне (почти как деревянная крепость)

"зона" в деревне (почти как деревянная крепость)

самая распространенная в деревне поза

самая распространенная в деревне поза

угрюмый дед, тяжелая жизнь его клячи и верной собаки

угрюмый дед, тяжелая жизнь его клячи и верной собаки

happyend деревенской истории)

happyend деревенской истории)

Отзывы

кинозрителей
Белка без хвоста

Мне тоже понравился этот фильм. Вырыпаев – художник. Таких мало )

Little Firefly

Что бы ни говорили,а фильм хороший.Лично мне он очень понравился.А если кто-то не понял смысла,тут уж пеняйте на себя.Видимо,вы ещё не доросли…

Bruno

кислород – высококультурное кино. не даром фильм появился по следам одноименного спектакля. а значит, по определению, и фильм «кислород» не для широких масс, а для избранных интеллектуалов. хорошо, что несмотря на это некоторые кинотеатры рискнули, выпустив его в прокате.

Свелана

К такому фильму перед просмотром надо раздавать програмку, как перед балетом, чтобы было хоть примерно понятно о чем речь, что изображается. А вообще, если бы мне предварительно дали програмку, я бы его смотреть не стала.

Общее впечатление о фильме:

 Хороший фильм
 Средний фильм
 Плохой фильм