КиноЛюди

Фильм «Бумажный солдат» (2008)

В ролях: Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова, Анастасия Шевелёва, Денис Рейшахрит, Руслан Ибрагимов, Александр Глебов, Федор Лавров
Режиссер: Алексей Герман мл.
Кинематографическая школа: Российское кино
Жанр: Драма
Длительность: 01:58

«Бумажный солдат» – типичный «фестивальный» фильм: выбран интересный исторический момент, крупным планом сняты «человеческие чувства». Все очень наглядно, «на пальцах» для тех, кто понятия об этом времени и событии не имеет. Несмотря на убедительную игру Чулпан Хаматовой и актрисы, которую я увидела в «Бумажном Солдате» впервые – Анастасии Шевелевой, фильм вызвал у меня тоску и отвращение.

В лучшем случае «Бумажный солдат» был снят человеком, который понятия не имеет о той эпохе, в худшем – это намеренная ложь. В общем, если задуматься, то скорее второе, т.к. в этом фильме показан именно такой взгляд на советскую эпоху и ее достижения, какими их хотят видеть на западе. Такая пропаганда вдогонку холодной войне. И хотя я не проходила «историю КПСС», не была ее членом, не участвовала в партсобраниях (просто родилась позднее), и не испытываю больших сантиментов по тому времени, но смотреть на такую явную ложь мне было от всей души противно.

Сюжет «Бумажного солдата» о первом полете человека в космос. История показана глазами «гнилой интеллигенции» того времени. Что уже само по себе неправдоподобно, т.к. таких «психологически неустойчивых» хнычащих врачей «органы» никогда в советское время не допустили бы до космоса – стратегически важной программы. Но дальше – больше. Как известно, Гагарин полетел в космос 12 апреля 1961 года. В СССР это было время, когда страна наконец-то стала на ноги после войны, да в тому же началась знаменитая «хрущевская оттепель» – ослабла госцензура, были освобождены многие политзаключенные, было разрешено возвращение на родину целым народам, депортированным в 30-40-е гг, стали налаживаться политические отношения СССР с Западом. В культурном плане – это был рассвет советского искусства (именно тогда международное признание получил Александр Солженицин, снимались самые лучшие советские кинофильмы: «Карнавальная ночь», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия» и т.д.). В общем, это было время большой свободы по меркам того времени, расцвета культуры, улучшения условий жизни, сплочения победой в войне и новыми грандиозными целями (как, например, полет человека в космос), энтузиазма.

Как это показано в фильме «Бумажный солдат»? Весь сюжет построен на угнетающем страхе смерти. Кстати, после войны, мне кажется, никто в советское время вообще не плакал от страха умереть. А уж тем более так тоскливо и на фоне таких захватывающих событий. А фильм невероятно плаксивый: главный герой – депрессивный доктор, которого преследуют «тяжелые сны», постоянно оправдывается. Плачут в фильме почти все мужчины, не от горя, а так и даже бьются в истерике, видят во сне кошмары, постоянно сомневаются.

Группа кандидатов в космонавты похожа на солдат-смертников. Даже Юрий Гагарин – вовсе не герой миллионов (вообще никакой темы «героического покорения космоса», как это воспринималось и называлось в то время в фильме нет и в помине). Он просто – «замена подопытной Лайки» (цитата из фильма «Бумажный солдат»). А ведь все было не так – все советские мальчишки с детства мечтали вырасти и «стать космонавнами», быть на месте Гагарина, на худой конец – в том «победном» отряде врачей. Советские люди были так «накачаны идеологией», воодушевлены теми идеалами и счастливы нематериальными ценностями, что старики до сих пор от этого состояния отойти не могут. Ничего это в фильме нет.

В кадре – космодром Байконур – море грязи. Можно еще поверить, что на полигоне весной бывает такая грязь, что надо ходить в резиновых сапогах, но для поддержания атмосферы безнадежности в «Бумажном солдате» еще и постоянно льет серый дождь, герои живут исключительно в бараках, небо покрыто тучами, постоянно холодно. В общем, несчастные герои фильма, туберкулезно кашляя, по колено в грязи, кое-как тащат ракету «Восток» по ржавым рельсам без малейшей надежды, что она взлетит из этой грязи. А когда ракета все-таки взлетает и Гагарин благополучно возвращается, никто не радуется, все скорее удивлены.

Через много лет выжившие друзья снова встречаются в фильме. Один из задает наверное, главный вопрос «Бумажного солдата» – почему один из друзей собирается эмигрировать. И тот отвечает: «Я не верю в эту страну. В ней не было ничего хорошего и не будет». Видимо, это основная мысль, к которой за уши притянут весь сюжет.

актер Мераб Нинидзе - главный врач из "Бумажного солдата" умирает в грязи от тоски

актер Мераб Нинидзе - главный врач из "Бумажного солдата" умирает в грязи от тоски

тоскливые лица - актриса Анастасия Шевелева в "Бумажном солдате"

униние на лицах - актриса Анастасия Шевелева в "Бумажном солдате"

кадр из фильма - серый дождь

кадр из фильма - серый дождь

сплошная безнадежность, фильм "Бумажный солдат"

сплошная безнадежность, фильм "Бумажный солдат"

В общем, противно и тоскливо смотреть. Не фильм, а целое ведро помоев, вылитых под видом «художественного замысла». Режиссер «Бумажного солдата» – Герман – младший еще раз подтверждает истину – «на детях гениев природа отдыхает». В советские времена его назвали бы «врагом народа» и правильно сделали бы. Но Герман – младший не зря старался: на 65-м Венецианском кинофестивале «Бумажный солдат» получил аж две премии на лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу, многие иностранцы лишний раз убедились, что у нас до сих пор по Москве медведи разгуливают, а эмигранты облегченно вздохнули от того, что вовремя покинули эту грязную деревню.

Совсем другие цвета: в солнечнлй Венеции режиссер фильма «Бумажного солдат» - Герман – младший получает приз

Совсем другие цвета: в солнечной Венеции режиссер фильма «Бумажный солдат» - Герман – младший получает приз

Отзывы

кинозрителей
Poklonnik

Фильм гораздо более идеологический, чем вам показалось. Отец космической отрасли, как и ядерного оружия – Берия. И именно от лица Берии рефлексирует герой фильма – типа врач. Санитар лесов кто у нас? Вот именно. А зачем рефлексировать? Ведь и сегодня готовят в полёт космонавтов и астронавтов не на прогулку. Так нет режиссёру надо было порефлексировать от имени Берии – типа откат такой исторический. Да и любовница-зэчка не зря здесь – тоже типа вся страна в зэках ходила и была привязана к отцу народов уже Сталину. Короче Грузинский врач ещё того замеса – рефлексия ителлигента от имени Сталина и Берии. Мама – это Родина-мать, а Папа – это Сталин-Берия. А сам врач – он ПОКРОВский, это ПОКРОВА над Богородицей. Умерший врач – это жертвоприношение. И таким образом полёт в космос приобретает Библейский смысл – над Россией простёрлись ПОКРОВА. И полёт в космос – это высший божественный подвиг, на который сподвигнулся Советский народ. А зэчка и интеллигентка – это двуликая Россия. Вот как надо понимать фильм.

Rulina Не в цель

Остается надеяться, что это личное «авторское» мнение. Но, боюсь, большинство, незнакомое с тем временем воспримет фильм как исторический экскурс.

Rulina Не в цель

Я верю, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперёд от звезды до звезды.
На пыльных тропинках далёких планет
Останутся наши следы
Вот настроение того времени. А у фильма оно, действительно, совершенно иное. Интересно, такой ярый антипатриотизм автора? Ведь посягнули на настоящее достижение СССР -космос.

Andrei

Здравствуйте дорогие читатели хочу поддержать предыдущее мнение. Несмотря на некоторые положительные моменты фильм в целом выглядит как западная «заказуха». Смотрел его уже давно но как вспомню так вздрогну) хотел написать побольше но даже слов нет. Как будут еще напишу.

Общее впечатление о фильме:

 Хороший фильм
 Средний фильм
 Плохой фильм