КиноЛюди

Фильмы арт-хаус: ликбез

Арт-хаус: кино не для всех

Арт-хаусное кино объединяет в себя так называемое «фильмы не для всех», в которых есть новаторские приемы, поиск новых художественных возможностей, нестандартные подходы и свежие сюжеты.

Арт-хаусные фильмы любят искушенные, образованные зрители, «кино гурманы» и хотя, сегодня многие арт-хаусные фильмы уже можно назвать классикой, оценить их дано не каждому. На арт-хаусное кино «ходит» не массовый зритель, поэтому его аудитория не так велика. На сеансах арт-хаусных фильмов почти как в современном театре: здесь «не принято» сидеть с поп-корном и кока-колой в руках.

«Неподготовленный» зритель, ожидающий увидеть динамичный сюжет или понятное действие, уже после первого получаса просмотра арт-хаусного фильма попросту заскучает. Досмотрев арт-хаусный фильм до конца, многие испытывают, как говорится, «культурный шок». Самоистязание и мучительный психоанализ, азиатская жестокость, безудержное желание воспринимать мир не как все и жить своей уникальной жизнью – не каждый кинолюбитель готов увидеть это на экране. Фильмы арт-хаус заставляют задуматься о жизни, посмотреть на все со стороны, другими глазами или даже с точки зрения другой культуры. Их нужно не просто смотреть, а «переживать» каждый кадр, внимательно слушать каждый звук фильма (даже если большая часть из них – всплески волн и завывания ветра).

Поэтому можно сказать, что само понятие «арт-хаус» объединяет в себя даже не жанр кино, а отношение к кинематографу, не как к развлечению, а как к переживанию, способу постижения жизни, авторскому взгляду на жизнь, который заслуживает понимания. В самобытности заключается секрет того, что арт-хаусное кино практически не устаревает, есть кинотеатры, где один и тот же фильм идет месяцами и даже годами.

Особенности фильмов арт-хаус: субтитры обязательны

Для большинства зрителей необходимость чтения субтитров является большим неудобством при просмотре фильма. Однако, арт-хаусное кино обычно не дублируется, а идет с субтитрами. И это не связано с ограниченным бюджетом. Считается, что дубляж «убивает» авторский язык, интонации актеров, художественное единство фильма. Арт-хаусное кино как попытка познания иной культуры и психологии, как правило, показывается без перевода.

Какими бывают арт-хаусные фильмы

Фильмы арт-хаус условно можно разделить на несколько основных категорий:

  • оригинальное авторское арт-кино
  • высококультурное европейское кино
  • фильмы-киноклассика известных кинорежиссеров и авторов
  • фильмы экзотических кинематографий мира, в которых отражены особенности субкультур и психологий (наиболее популярен в этой категории кинематограф Азии)
  • экспериментальное кино, в том числе и кинематограф сексуальных меньшинств.

Краткая история арт-хаусного кинематографа

Существует несколько версий возникновения и первоначального смысла «арт-хаусного» кино.

По первой версии, арт-хаус появился практически одновременно с появлением кинематографа. Тогда одним из направлений первого, еще достаточно примитивного «аттракционного» кино были фильмы о телесных увечьях, грешницах и грешниках, сексуальных извращениях. Т.к. такое кино нравилось не всем и было достаточно нестандартным, его стали называть «арт-хаусом».

Существует мнение, что понятие «арт-хаусного» кино появилось в сороковых годах прошлого века. Тогда «арт-хаусом» называли классические довоенные ленты.

Еще один из вариантов происхождения термин «арт-хаусное кино» – версия, по которой арт-хаус родом из США. В середине прошлого века так называли американское малобюджетное кино, далекое от голливудских майнстримов и не англоязычные фильмы с субтитрами, в основном из Европы, «сливки» мирового кинематографа, т.е. кино, непопулярное для массовой аудитории. Конечно, в определенных интеллектуальных кругах увлечение таким кинематографом вошло в моду и со временем популярность арт-хауса привела к созданию целых арт-хаусных киносетей в США, где главные арт-хаусные площадки находились в Нью-Йорке и Лос-Анжелесе.

Независимо от того, как возник арт-хаус, со временем мода на него могла пройти, если бы арт-хаус не стал известен более широким кругам благодаря Альфреду Хичкоку (одному из авторов французской «новой волны»), кинорежиссеру, сценаристу, продюсеру и актеру – Жан-Люук Годару, Эрику Ромеру (яркому представителя послевоенного кинематографа Франции), первому арт-хаусному блокбастеру – «Ведьма из Блэр», отснятому выпускниками флоридского кинофакультета в 1999 году, представителям «азиатской волны»: Ким Ки-Дуку, Вонгу Кар Вай и прочим.

Рост популярности арт-хауса привел к тому, что в 1955 году во Франции в Париже была основана Международная конфедерация арт-хаусных кинотеатров CICAE (Confederation Internationale des Cinemas d’Art et d’Essai). Сегодня членом CICAE являются объединение Europa Cinemas (кинотеатры, поддерживающие идентичность национального европейское кино), московский кинотеатр «35мм», санкт-петербургский «Дом Кино» и еще несколько российских кинотеатров.

Арт-хаусные фильмы в СССР и России

Тема арт-хауса в советском кинематографе затронута в фильмах Леонида Гайдая, Андрея Тарковского и Александра Сокурова. Мировое признание «советскому» арт-хаусом принес фантастический фильм «Сталкер» Тарковсого, снятый на «Мосфильме» в 1979 году по мотивам повести «Пикник на обочине» Бориса и Аркадия Стругацких. «Сталкер» получил специальную премию экуменического жюри, премии ИНТЕРФИЛЬМ и ОСИК на XXXIII Междунаро?дном ка?ннском кинофестива?ле в 1980 году.

В 80-е, 90-е фильмы Франсуа Трюффо, Жан-Люка Годара, Клода Шаброль, Альфреда Хичкока, Эмира Кустурицы, Ингмар Бергман, Педро Альмодовара, Ким-Ки-Дука, Ларса фон Триера, Федерико Феллини, Джима Джармуша, Стенли Кубрика, Бернардо Бертолуччи, Лукино Висконти и другие «запрещенные во времена СССР шедевры» стали ключом от секретной двери в узкий круг искушенной и образованной публики, которая обличалась от серых масс, т.к. большинство в те времена с восторгом смотрели в кинотеатрах голливудские фильмы и латино-американские сериалы по телевизору. Зарубежный арт-хаус в России полюбился и показал, что его здесь ждали.

Главной «темой» перестроечного и постсоветского русского арт-хауса были преступно-романтические саги типо «Бандитского Петербурга» и агрессивно-скандальные фильмы, самые яркие из которых «Асса», «Игла», «Мама, не горюй», «Хрусталев, машину!».

Считается, что активно развиваться российский арт-хаус начал с 1998 года благодаря Сэму Клебанову (гражданину Швеции русского происхождения, кинопрокатчику, продюсеру, режиссеру, телеведущему, кинокритику и президенту компании «Кино без границ», которая занимается прокатом арт-хаусного кино в России).

Несмотря на то, что для России арт-хаус – относительно новое направление, он уже перестал был малобюджетным жанром непрофессионалов и энтузиастов, с незрело-нигилистскими взглядами, заплевывающими моральные ценности и неадекватной игрой актеров. Уже сегодня существуют отечественные фильмы, которые можно условно отнести к арт-хаусу, практически во всех известных жанрах кино. Список российских кинорежиссеров, нестандартно взглянувших на современную российскую действительность, уже достаточно велик. Широкую известность и признание на международных кинофестивалях получили многие российские фильмы, самые яркие из которых:

  • циничная черная комедия Кирилла Серебренникова «Изображая жертву»
  • трагедия о нежданной и беспощадной любви на живописном фоне российских степей «Эйфория» Ивана Вырыпаева
  • семейная драме «Изгнание» Андрея Звягинцева
  • черно-белая кинокартина Киры Муратовой «Настройщик»
  • очень женская сюрреалистическая драма Ринаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила»
  • психологический триллер Дениса Нейманда «Жесть»
  • романтическая мелодрама Анны Меликян «Русалка»
  • современная истории о детских страхах и подростковом одиночестве Игоря Ворскла «Закрытые пространства»
  • психологическая драма о жестокости школьников «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики
  • скандальная и жесткая драма Алексея Балобанова «Груз200»
  • черная сюрреалистическая драма Ильи Хржановского «Четыре» и многие другие фильмы.

В 1998 году появился и первый российский фестиваль арт-хаусного кино – «Чистые грезы».

Отзывы

кинозрителей

Комментариев нет.

Общее впечатление о фильме:

 Хороший фильм
 Средний фильм
 Плохой фильм