КиноЛюди

«Фауст» – фильм Александра Сокурова (2011)

В ролях: Ханна Шигулла, Максим Мехмет, Антуан Моно мл., Георг Фридрих, Изольда Дюшаук, Йоханес Цайлер, Флориан Брюкнер
Режиссер: Александр Сокуров
Кинематографическая школа: Голливуд, Российское кино, Немецкое кино, Французское кино, Итальянское кино, Японское кино, Английское кино
Жанр: Драма
Длительность: 02:14

Образ астролога-чернокнижника Иоганна Фауста, жившего в XVI веке в Германии, на протяжении нескольких столетий будоражит воображение творческих личностей.
Легенда о Фаусте по-разному рассказывалась в «народной книге» — «История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике», произведениях Лессинга, Клингера, английского драматурга Кристофера Марло (автора первой драматической обработки «Трагической истории доктора Фауста») и трагедии Иоганна Вольфганга Гете. История Фауста волновала и музыкантов, в музыке ее увековечили Берлиоз, Вагнер, Бойто,  Бузони и Шарль Гуно.

Новый фильм Александра Сокурова, взяв в основу сюжет «Фауста» Гете, расскажет свою версию жизни выдающейся личности и станет завершающей частью кинотетралогии режиссера, в которую входят фильмы «Молох», «Телец» и «Солнце».

Сюжет фильма «Фауст» Александра Сокурова

Иоганн Фауст родился примерно в 1480 году в немецком городе Книттлинген. Начав карьеру скромным учителем в Крейцнахе, он со временем стал путешествовать по Европе, выдавая себя за великого ученого. Фауст уверял, что может повторить чудеса Иисуса Христа или «воссоздать из глубин своего познания все произведения Платона и Аристотеля, если бы они когда-нибудь погибли для человечества». После 1539 года следы легендарного доктора затерялись.

Отзывы

кинозрителей
Александр

Кое-как посмотрел, очень скудная и нудная постановка. Автор по-моему далек от сценария самой книги. Шизофреничные сцены только усугубляют «риторику» этого фильма. Бездарность полная!!!

Владимир

Я посмотрел дважды фильм Александра Сокурова Фауст.НИ кто не виноват в грехах и бедах человека больше него самого и чем больше утверждение человека что он может все, идя к цели переступая через совесть правду и даже любовь,останется он на земле или угодит в бездну? и выберется ли оттуда или не захочет? Если бы знать?

Нестор Тупоглупай

Да бросьте: «тетралогия…, о власти..» Никакой «тетралогии, ни власти», а ерундистика..Пижонские забавы очумевших от славаы режиссёров.Залы пустые, и люди опрометью бросаются через пятнадцать минут после начала.

Анна

Придется смотреть не один раз. Фильм насыщен то высокой абстрактностью, то примитивной конкретикой, но ничего от нашего обычного понимания и восприятия. Конечно фильм шокирует. Мозг начинает искать за что зацепиться, как осмыслить, как понять и осознать… Чувства дают противоречивую инфо… Начинается раздвоение – чувствуешь одно, видишь и понимаешь другое… Вот это и гениально на мой взгляд. Я давно так «наразрыв» фильм не смотрела :) . Оценка – ужасно; гениально.

дима

фильм отличный, это одна из немногих картин , которые я могу порекомендовать близким мне людям.
фауста читал давно 2 раза( жаль не на языке оригинала).
потрясла сцена где пытающийся помочь маргарите фауст тонет вместе с ней. А пробуждение на утро раскрывает весь тот ужас, в который попадает маргарита -смерть матери, убийство ребенка, тюрьма и казнь.сцена утром показывает в какую мерзость могут опустится наши души под влиянием сиюминутных прихотей и желаний.
Этот фильм не дословный пересказ 1 части произведения гете, но суть передана точно, противоречий фильма и текста в принципе нет:1)трагически закончилась любовь фауста и маргариты 2)мефистофель не получил обещаной души

Яна

Николай,недостаток вкуса и образования на лицо.
Фильм замечательный!

Taniana

Фильм посмотрела дважды, обязательно куплю диск

Беггинс

я считаю, что Фауст Сокурова – гениальный. Но композитору – по шеям за настолько явный плагиат Чайковского… но это пожалуй и вся критика. и еще: от фильма можно обезуметь. выходя из зала настолько по-другому воспринимаешь реальность. вокруг происходит Средневековье. Довольно опасно смотреть.

aida

А не замахнуться ли нам на нашего Иоганна Вольфганга фон Гёте? Отчего же и не замахнуться? Заглянем в «Ведьмину кухню» (читай I часть бессмертной трагедии классика)и и состряпаем текст, по форме и содержанию, напоминающий заклинание безумной старухи, колдующей над молодильным зельем для Фауста. Правда, искатель истины от этого напитка Богу душу не отдал, а зрителю, не защищённому охранными чарами Мефистофеля, грозит несварение желудка от полной эклектики.

Yun Chie

Может, я чего-то не понимаю, но фильм по сути вообще не отражает роман Гёте. Все перекаверкали и дали зрителю ложные представления. Толком ничего не понятно. Считаю, что экранизировать такие произведения очень тяжело и не нужно, это только путает читателя/зрителя. Книга есть книга, именно в ней вся истина. Неудачный фильм. И еще, люди, такое ведь нужно читать, а не смотреть! А режиссерам порекомендовала бы перестать «трогать книги» и портить впечатление. Снимайте что-то новое.

N

Может, я чего-то не понимаю, но фильм по сути вообще не отражает роман Гёте. Все перекаверкали и дали зрителю ложные представления. Толком ничего не понятно. Считаю, что экранизировать такие произведения очень тяжело и не нужно, это путает читателя и зрителя. Книга есть книга, вся истина именно в ней. А фильм испортил все впечатление о романе. Неудачный.

M2G

Гениальный фильм! Говорить что-то бессмысленно, над смотреть и думать.

Михаил

От фильма осталось ощущение извращенной эстетики и грязи. Отвратительное, нудное зрелище – мир глазами человеконенавистника. Никакого сочуствия не вызывает ни один герой. Похоже Сокуров их всех ненавидит.

Николай

Пошёл на это фильм. Такого «г» не смотрел ни разу в жизни…Ушёл с ощущением грязи и депрессией…

Олег Татков

Иногда сходятся планеты, и тогда возникает чудо.

Очень не люблю определение «гениальный», но это как раз тот случай. К фильму «Фауст», – режиссёра Александра Николаевича Сокурова, – это определение применимо, на мой непрофи взгляд абсолютно.

Цитата: «Некоторые фильмы заставляют Вас плакать, некоторые – смеяться, но есть картины, которые после просмотра меняют Вас навсегда; и «Фауст» – одна из них» Даррен Ароноффски, режиссёр…

Это, наверное, – самое трудное кино, которое мне удалось посмотреть за последние лет десять.

Фильм идёт 134 минуты на классическом немецком языке, с закадровым голосом/переводом режиссёра Александра Сокурова. К этому надо быть готовым – это физически тяжело…

«Фауст» – последняя часть тетралогии Сокурова о природе власти Гитлера («Молох», 1999), Ленина («Телец» , 2000), Хирохито («Солнце», 2005).

На 68-м Каннском кинофестивале 2011 года, фильм Сокурова обошел работы признанных мэтров кино – Содеберга, Полански, Кроненберга.

Режиссёра Александра Сокурова и автора сценария Юрия Арабова, наверное, уже «задолбали» вопросом, – почему именно Фауст? Как-то оформилось в массовом сознании, что он – вымысел Гёте, но Фауст – лицо историческое. «На основании личных встреч о нем свидетельствуют, между 1507 и 1540 годами, многие современники. В списках философского факультета Гейдельбергского университета в 1509 году числится среди студентов некий Иоганн Фауст, уроженец города Зиммерн (Пфальц), который получил ученую степень бакалавра. Сохранилось постановление магистрата города Ингольштадта (1528), предписывающее доктору Фаусту из Гейдельберга покинуть город и «искать себе пропитания в другом месте». Народная книга о Фаусте вышла в свет во Франкфурте-на-Майне в 1587 году в издании книгопродавца Иоганна Шписа. К более позднему времени относятся так называемые народные баллады о Фаусте. Таким образом, в «Фаусте» Гете до конца развились те потенции, которые заключало в себе народное сказание о докторе Фаусте, порожденное эпохой Возрождения». (цит. по Жирмунский В.М.).

На экране живёт, дышит, испражняется, пытается любить, верить, убивает своих граждан бюргерская мещанская Германия первой трети 19 века, погрязшая в войнах. Это невозможно описать, – в фильме есть физическая атмосфера того времени, – безумно материальная, душно-пыльная, липко-грязная. Очень агрессивно-нездоровая атмосфера – атмосфера разлитой патологии; – и нравственной, и духовной, и физиологической…

Фауст (Йоханнес Цайлер) в кино Сокурова – патологоанатом, одержимый поиском материального эквивалента души. Такая жёсткая временнАя и профессиональная конкретизация образа даёт Сокурову возможность предельно погрузить зрителя в действие. Минимум возвышенного, – натурализм в самом жёстком виде. Это не только подробности вскрытия трупа (завязка фильма – авт.) и бытовые подробности гигиены. Необычайно интересны бытовые подробности работы врача–исследователя тех времён. Медицинский инструментарий, ничем не отличающийся от орудий пыток, сцены с вытяжением позвоночника на настоящей дыбе, гинекологическое кресло и т.п. – на экране всё настоящее…

Потрясает работа историков-консультантов, и не только в общих вопросах, но и в узко-специализированных. Фильм – ещё и практическое пособие по истории медицины. Его запросто можно вводить в университетские курсы будущих врачей. Вот только насчёт употребления анатомами того формалина я не уверен, поскольку он был открыт российским ученым Александром Михайловичем Бутлеровым в 1859 году, – немного позже времени действия фильма…

На экране на протяжение всего фильма почти монохромное изображение с вкраплениями – невероятных по красоте и скрупулёзности исторического воспроизведения, – бытовых жизненных подробностей жителей и студентов–буршей университетских городов Германии. Картинка сравнима с пейзажами Кранаха и Дюрера. И что потрясает, – нет ни одного лишнего кадра. Да что там кадра – нет ни одной лишней детали в кадре. Это фантастическая работа оператора Брюно Дельбоннеля. (Он снимал шестую серию поттерианы и «Амели» и трижды номинировался на «Оскара» – авт.).

Фауст в фильме Сокурова не мечущаяся душа, а прагматик до мозга костей, Он – абсолютно живой человек, – с плотью, кровью и необузданностью желаний (в основном плотских; – поесть, поспать, потрахаться, а в перерывах почитать/написать книгу, вскрыть очередной труп, поумничать перед обожающим его студентом Вагнером, и на равных пообщаться с дьяволом – Мефистофелем). Это, собственно, не противоречит его исторической характеристике. «С точки зрения средневекового аскетизма богатство, почести, слава, плотская любовь, светская мудрость, не основанная на религии, были «соблазнами» дьявола». (цит. по Жирмунский В.М.).

Очень интересно обошлись Сокуров и Арабов с Мефистофелем. На экране жертва человеческого обмана, а не классический «громовержец» с фирменной арией «Люди гибнут за металл» и далее по тексту.. Исполнитель роли Мефистофеля (Антон Адасинский ) – буквально весь фильм в желеобразном, бесформенном состоянии, с какими то совершенно нечеловеческими движениями, которые были акцентированы операторскими приёмами искажённого изображения.

Патологоанатом Фауст души при вскрытиях в итоге не нашёл. Ну, а если нет души – то можно на неё и поставить . В этом квинтэссенция договора Фауста с Мефистофелем.

Ростовщик-Мефистофель у Сокурова, – в конечном итоге, – всего лишь доверчивая жертва человеческого обмана и непостоянства Фауста. Хроническая жертва, – Фауст не склонен к политесу в общении с мятежным ангелом, отпавшим от Бога. Поэтому тот несколько раз его просит – «не толкай меня – крылья болят»…..(за точность цитаты не ручаюсь – авт.).

Мефистофель по-сокуровски, – очень несчастен, а «несчастные люди опасны», по утверждению Гёте. Вот он и творит зло….

Маргарита – блондинка с ликом Мадонны – потрясающая актёрская работа актрисы русского происхождения, восемнадцатилетней Изольды Дихаук. Она буквально сошла с картин Ботичелли…

Ученик Фауста Вагнер (Георг Фридрих) свихнулся на создании гомункулюса (в фильме гомункулюс – почти точная копия Шрека) и обожании патрона. Он не только нюхает носки Фауста, моет шефу ноги и пытается сделать маникюр (забавная ремарка насчёт последней парижской моды), но в минуту отчаяния патрона готов вместе с ним свести счёты с жизнью – достаёт цикуту. Но, – спасибо за литературное «хулиганство» сценаристу, – Мефистофель, лихо накативший халявной вагнеровской цикуты, просто получает расстройство желудка… «Вагнер упоминается в народной книге о Фаусте как его фамулус, т. е. как студент, по обычаю средневековых немецких университетов помогающий своему профессору как ассистент и одновременно взятый в дом для мелких услуг». (цит. по Жирмунский В.М.).

Музыку к фильму написал Андрей Сигле. В ней чувствуется и Вагнер, и Бах, и Чайковский. Есть переработанные народные немецкие песни 16 и 19 веков. «И знаете, чем дальше я погружался в глубь времён, тем больше сближались немецкая и русская песенные культуры» – из интервью А. Сигле «Российской газете» №5584 от19.09.2011 года.

Несомненно, – «Фауст» – плод культурной кино-евроинтеграции (не люблю слово глобализация – авт.) в самом лучшем понимании этого слова. Лично я за именно такое сотрудничество . Говорят, немцы просто не ожидали, что с их народным произведением, языком, музыкой иностранцы смогли именно так обращаться – трепетно и уважительно..

Удачного просмотра, господа!

И удачи фильму – он, несомненно, этого заслуживает!!!

Рекомендуемая литература:
Легенда о докторе Фаусте. Изд. подготовил В. М. Жирмунский. 2-е, испр. изд. М., «Наука», 1978. – («Литературные памятники»)

NKVD

Фильм до сих пор не вышел на широкий экран в России, хотя уже показывался и получил премию «Золотой лев» на 68-м Венецианском кинофестивале.
«ФАУСТ» Александра Сокурова – уже четвертая работа из задуманной тетралогии власти – «Молох» – «Телец» – «Солнце» – «Фауст».

Общее впечатление о фильме:

 Хороший фильм
 Средний фильм
 Плохой фильм