КиноЛюди

«Самсара» («Samsara», 2011, США)

В ролях: Блинезе Тари Легонг Дабсерс, Ни Маде Мегахади Пративи, Пути Сри Кандра Деви, Путу Динда Пратика
Режиссер: Рон Фрике
Кинематографическая школа: США
Жанр: Документальные
Длительность: 01:39

Красота Земли не знает сравнения. Идеальный баланс составляющих создал неповторимую планету, но, к сожалению, мы видим ее только с позиций быта и повседневности. Такие фильмы, как «Самсара» создаются для того, чтобы показать нам многообразие существования и во многом открыть глаза.

Рон Фрике, автор прообраза «Самсары» (но, разумеется, самостоятельного и цельного произведения) путешествовал 5 лет по 25 странам в поисках вдохновляющих кадров. Этот фильм целиком снят на семидесяти миллиметровую пленку, чтобы в полной мере показать красоту окружающей действительности.

Рецензии

редакторов и прессы
Розыгрыши Синемапарка
все рецензии (188)

Нет времени объяснять – просто смотри дальше! (отзыв о фильме «Самсара»)

После интригующей рекламы я не смогла пропустить такой фильм и отправилась в кино. Самым сложным оказалось определить жанровую принадлежность этого фильма, да и вообще, что просиходит на экране.

Устав от попыток понять происходящее уже через пару минут, я просто расслабилась в кресле кинотеатра и стала воспринимать происходящее просто как красивую картину и, как не странно, сюжет стал сам ненавязчиво складываться!

Не могу утвержлать, что я поняла его правильно, но я увидела в «Самсаре» историю о тщетности нашего ежедневного бытия и человеческой жизни вообще в космических масштабах.

Самое начало - танцовщицы смотрелись просто как ожившие куклы. Невероятно красиво!

Больше всего мне понравился сюжет про азиатских роботов - у меня азиатские мегаполисы вызвали точно такие же чувства!

Видеоряд про конвеерную разделку туш на заводе просто шокировал.

Филиппинская тюрьма, где заключённые ставят каверы на известные поп-танцы.

Монахи, спокойно разрушающие кропотливо созданную мандалу после завершения священного ритуала.

И отдельно запомнились кадры про взбесившегося профессора.

Боюсь прозвучать очень банально, но несмотря на глубинный смысл происходящего я не переставала задавать себе вопрос: «А где это происходит?» Поэтому, мне кажется, не лишним было бы сделать соответствующие титры. Конечно, это немного упростило бы происходящее - все-таки это не документальный фильм, но зато сотни таких же как и я людей еще и утолилибы бы свое любопытство!

В общем, фильм мне понравился, но советовать его можно только тем, кто готов расширить границы своего восприятия и на два часа выдернуться из реальности. Если двухчасовой набор бессловесных и бессюжетных картинок изначально не вызывает у вас отторжения, советую сходить в кино - на большом экране «Самсара» смотрится впечатляюще!

Ивакина Алла



Kira
все рецензии (26)

Между суетой и красотой

«Самсара» - фильм для тех, кто хочет увидеть красивую иллюстрацию к известному изречению «все суета сует и прочая суета». Или для тех, кто хочет прочувствовать, что же подразумевали древние под понятием самсары (или сансары): колеса вечного возвращения к суете сует. Это уже не первый проект в таком стиле. Около двадцати лет назад появился фильм «Барака» (несмотря на неблагозвучное для русского уха звучание, слово означает «благодать» или «милость Божия»). Это было первым откровением. В «Самсаре» почерк остался тем же. В принципе, на первый взгляд кажется, что оба фильма абсолютно взаимозаменяемы.

Оба чередой визуальных метафор иллюстрируют сложные философские понятия восточных религий. Иллюстрируют визуальным языком, доступным западному человеку. И значение этих всеобъемлющих понятий оба фильма превращают в чистое ощущение, стараясь действовать в обход ума, апеллировать к тончайшим ассоциациям.

В «Самсаре» суета сует показа более жестко. Кусочки благодатных мгновений постоянно контрастируют с картинами мирской суеты и всех дисгармоничных моментов жизни. Суета, разумеется, доминирует.

В «Бараке» дисгармония мира показа мягче, хотя первые намеки на жесткость «Самсары» ощущаются уже там. Уже в «Бараке» нам показывают ускоренные кадры, как нельзя лучше иллюстрирующие механистичность современного мира и автоматизированный уклад повседневной жизни.

Уже там началось сравнение человеческого социума с глобальным инкубатором. Уже там нам любят показывать жителей этнических племен с выражением странного иррационального ужаса в глазах. Если говорить о приемах рассказа своих визуальных притч, то здесь создатели «Самсары» не стали изобретать ничего нового. Просто сместили акценты. И в этом, кстати, тоже особое мастерство. Визуальный язык сохранился прежним, а история рассказана уже немного другая. Повторяясь, они умудрились не повторится. И сказать что-то новое, пользуясь старыми испытанными методами. Честь им и хвала за это.

Ценность обоих фильмов – в отсутствии постановочных кадров. Это практически целиком и полностью документальные кадры, составленные в одну мозаику. Но как-то так странно получается, что от этих состыкованных друг с другом кадров о красотах и уродствах мира получается не банальный научно-познавательный обзор для туристов, а философская притча.

Оба фильма с одинаковой беспристрастностью показывают и красоты, и уродства нашего мира. Всего этого не дано увидеть ни в повседневной жизни, ни в банальных турпоездках.

Увидеть многие из показанных мест в их первозданной чистоте дано далеко не каждому туристу. Обычный туристический поток вертится все в том же колесе привычной суеты. Вырваться из этого потока в рамках стандартного тура вряд ли получится. А тут нам предлагают чистое незамутненное туристическое суетой вИденье этих мест.

Увидеть мир в незамутненной чистоте, за полтора часа впитать в сетчатку глаза множество редких мгновений, которые не каждому дано увидеть за всю свою жизнь – ради этого и стоит смотреть такие фильмы.

Ведь всего-то и надо, чтобы очистить восприятие и на минутку приподняться над суетой мира: одновременно ужаснуться уродствам этого мира и восхититься его красотой. И «Барака», и «Самсара» помогают это сделать с восхитительным профессионализмом тонкого психолога.

Независимые рецензии на фильм

Пресс показ фильма «Самсара» в кинотеатре «Спартак»



Michail Filatov
все рецензии (2)

Тишина и размышления о красоте.

Режиссер Рон Фрике чем-то похож на знаменитого «Парфюмера», с той лишь разницей, что вместо запахов собирает красоту.  Достигая предельной концентрации в его фильмах, она может даже утомлять, но я не уверен, что основная ценность фильма в визуальном ряде. Повествование в нем незамысловато, и лишено витиеватости. Все прямо и просто - технократический подход к жизни противопоставляется природной гармонии.

В картине у всего есть причинно-следственные связи - после кадров с производством оружия следуют кадры со смертью гангстера, или покалеченного военного, стоящего на фоне могил таких же, как он. Разумеется, картинка не может не поражать - на протяжении всех полутора часов просматриваются титанические труды съемочной группы. Но люди с клипообразным мышлением, видимо, только в фильме и увидели, разве что череду красивых пейзажей и репортажной съемки. Но здесь все не так просто.

Очень часто многие кадры показывались с повторами и определенной цикличностью - режиссер пытался показать механичность нашей повседневности, некоторый упадок и даже зомбированность. В «Самсаре» явно подчеркивается пренебрежение к западному образу жизни, но борьба с обществом потребления не нова, а жующих бургеры толстяков можно наблюдать не в кино, а во многих заведениях города каждый день. Все это уже давно не удивляет, особенно современного зрителя. Так в чем же смысл фильма, в котором избитые идеи, много красивых картинок и предельно очевидные аналогии? Если выразиться языком математики, то сумма из трех пустышек сама станет пустышкой. Но, к счастью, режиссер не математик, и показал, что творчество способно отменять многие законы физического мира.

Когда закончился просмотр, ведущая начала по традиции спрашивать, понравился ли всем фильм. Точнее не спрашивала, а просто утверждала, ведь в интеллигентном обществе принято, чтобы такие фильмы нравились. А все молчали. Молчал и я. Как-то так сложилось, что мне всегда есть что сказать, а тут совсем не хотелось. Даже оптимально было бы после просмотра поблагодарить организаторов и уйти. Потому что не о чем говорить. Фильм заполнил разум, погрузив его в странное приятное состояние. И когда начали умничать местные журналисты о пленке, на которую снимали фильм, и штампованными клише восторгаться работой режиссера, я подумал, а почему бы не помолчать? В этом случае никакие слова не смогли бы отразить суть.

Я могу ошибаться, но режиссер не хотел поражать визуальной составляющей. Просто физиологически при виде красоты у человека шире открывается зрачок, и, видимо, он хотел, чтобы зрители после просмотра широко раскрытыми глазами посмотрели на окружающую действительность. Красота среди нас, но как ее увидеть? Запертые в городах, квартирах и собственных проблемах мы перестали ощущать. Но вспомните чувство, которое возникает, когда у вас в руках фотоаппарат. Вы начинаете видеть красоту даже в самых обыденных вещах - в старых домах, в прохожих, в солнечном свете, весь день медленно стекающем по серым городским строениям. Или при беседе с единомышленниками, когда возникает общность и хотя бы недолгое, но искреннее единение. 

Вот в этом и ценность картины, что вы приобретаете осознанность. Здесь и сейчас. Вы заметите, что облака сегодня словно кружевные, даже неприятное лицо, при наличии улыбки, становится симпатичнее, а воздух пахнет весной, просто он замерз. Но это только мое мнение. Иногда и правда, лучше помолчать.


Отзывы

кинозрителей

Комментариев нет.

Общее впечатление о фильме:

 Хороший фильм
 Средний фильм
 Плохой фильм