КиноЛюди

Новинки русского кино: фильм «Овсянки», 2010

В ролях: Юлия Ауг, Игорь Сергеев, Юрий Цурило, Виктор Сухоруков
Режиссер: Алексей Федорченко
Кинематографическая школа: Российское кино
Жанр: Драма, Мелодрама
Длительность: 01:15
«Женщины как реки: забирают печаль, но в них нельзя утонуть»
Цитата из фильма «Овсянки»

Сюжет фильма «Овсянки»

Главные герои фильма «Овсянки» - Мирон Алексеевич, директор бумажного комбината, фотограф со странным именем Аист Сергеев и заводская чертежница Таня, жена Мирона Алексеевича, – как и птицы овсянки – серые и неприметные с первого взгляда люди, простые жители костромского городка Нея.

Но и их сердца способны на настоящую любовь, глубокую грусть и отчаянную нежность.

Когда неожиданно умирает жена, Мирон Алексеевич решает похоронить ее по мерянским обычаям и зовет с собой Аиста, человека, всегда готового помочь…

Подготовка к похоронам сплетает судьбу троих героев в любовный треугольник, которому не суждено было сплестись при жизни Тани, а в итоге оборачивается дорогой к бессмертию.

о фильме овсянки

Любопытные факты о фильме «Овсянки»

ОВСЯНКА - маленькая перелётная птичка отряда воробьиных.
толковый словарь Ожегова
Неприметные лесные воробьи – овсянки - обитают почти на всей территории России. Эти птицы похожи на серо-желтые комочки травы,  на них и внимание сразу не обратишь. Птицеводы подсаживают овсянок в клетки к канарейкам, чтобы канарейки научились петь.

Фильм «Овсянки» снимался в селе Кослан, республика Коми.

Фильм «Овсянки» снят по повести Дениса Осокина.

Фильм «Овсянки»: кинонаграды и премии

67-ой Международный Венецианский Кинофестиваль:

  • Приз «Озелла» за лучшее изобразительное решение(оператор-постановщик Михаил Кричман);
  • Приз FIPRESCI (Международная Федерация Кинопрессы);
  • Приз Экуменического Жюри
  • рецензия на фильм овсянки

    Люди-дикари: рецензия на фильм «Овсянки»

    Там живут несчастные
    Люди-дикари.
    На лицо ужасные,
    Добрые внутри.
    На лицо ужасные,
    Добрые внутри.
    Там живут несчастные
    Люди – дикари!
    Слова из песни «Остров невезения», муз. А. Зацепин, сл. Л. Дербенев, кинофильм
    «Бриллиантовая рука»

    Теперь-то я понимаю, почему этот фильм произвел фурор на а 67-ом Международном Венецианском Кинофестивале! «Овсянками» Алексей Федорченко смог-таки удивить искушенную европейскую публику, падкую на загадочную русскую душу, шокирующий перфоманс и этнические драмы.

    И эта оригинальная сюжетная линия –

    • про умирающие в прямом и переносном смыслах традиции
    • мифологию, уходящую в глубь веков,
    • и все то, что мы давно потеряли,

    в фильме «Овсянки» однозначно гораздо сильнее интересна иностранцам, любящим все неизвестное и новое, чем самим нам, русским.

    Лично меня даже коробит при мысли о том, что, углубившись в «русские похоронные традиции» (почти наверняка никто из них не придаст значение лирическому отступлению «Среди множества народов было меря – финское племя, лет четыреста назад окончательно растворившееся среди славян»), иностранцы окончательно укрепятся во мнении, что мы так недалеко ушли от Бората.

    кадр из фильма овсянки

    В «Овсянках» привычные, серые вещи наполняются тайным языческим смыслом. Вода, например, оказывается неким раем, попасть в который мечтает каждый, смерть  — это лишь переход в другое качество. А умирает не просто обычная женщина, а целая история, культура малого народа, затертая в учебниках до неузнаваемости. Сам фильм рассказывает не столько о том, что происходит вокруг, сколько о том, что творится внутри людей.

    Однако, детали этой познавательной части «Овсянок» способны шокировать не только европейцев, но и русских. Оказывается, что мы:

    • мечтаем утонуть в реке
    • плетем перед свадьбой и усопшим косички в самом нелепом месте
    • говорим скабрезности об умерших
    • раздеваем мертвых, «чтобы перестали бояться живые»,
    • поливаем любимых в порыве страсти водкой
    • сжигаем трупы, предварительно поливая их той же водкой.
    Бессмертием, мы, меряне, называем смерть от воды. Утонуть — мечта каждого мери. Мы не верим в жизнь после смерти, и только утонувшие продолжают жить: в воде и вблизи от берега. Вода — сама жизнь, утонуть, — значит в ней задохнуться одновременно от радости, нежности и тоски. Утонувшего, если найдут, не сжигают, а привязывают груз и опускают обратно в воду. Вода заменит его тело на новое, гибкое, способное к превращениям. Только утонувшие могут встречаться друг с другом.
    Цитата из фильма «Овсянки»

    Но, к счастью, помимо столь актуальной в современном русском арт-хаусе, темы прощания с деревней и старыми обычаями, в «Овсянках» есть и другая сюжетная линия. Про обычных людей и их простые чувства, понятные не только язычникам и не только русским.

    новинки кино, овсянки

    Таня, жена директора, по фамилии Овсянкина (игра слов — фамилия героини похожа на вид птичек, купленных на рынке, чтобы скрасить холостятскую жизнь немолодого фотографа) устала разрываться на части. Она не смогла прожить в браке-клетке, но и улететь на свободу, у нее не хватило духа.

    «Задохнувшись» в душном пространстве любви, Таня закольцевала круг жизни, лишив смысла существования своего мужа и несостоявшегося любовника. Но у мери нет Богов — только любовь друг к другу, а поэтому смерь главной героини от любви помогла Аисту обрести бессмертие, а Мирону воссоединиться с возлюбленной.

    Юлия Ауг - главная героиня фильма Овсянки

    Истинным новаторством режиссера было взять на главную роль такую нестандартную роковую женщину!  Этим он, очевидно, пытался показать нам простоту в отношениях мужчины и женщины. В общем, как говорится, что естественно, то небезобразно!

    кадр из фильма овсянки, овсянки 2010, русский арт-хаус

    Если большую часть фильма я воспринимала «Овсянки» сухо и безразлично, но под конец решила, что это был все-таки неплохой фильм, а главная заслуга Алексея Федорченко в том, что он смог сказать что-то новое, выйдя из привычных для современного российского кино рамок 90-ых годов, и затронуть гораздо более вечные темы.

    Отзывы

    кинозрителей
    Иван

    Раздражает, если честно. Не сам фильм, а попытки изобразить из него чуть ли не шедевр. Ну, давайте, кто-нибудь накакает, а потом эти какашки снимем и отправим на фестиваль.
    Фильм в основном состоит из трёх компонетов (или ингредиентов) – бредятины, похабщины и говна. Автор взял и смешал их, получился данный фильм.
    Кроме этих трёх составляющих есть и дебильная безграмотность авторов. Ничего не известно об обычаях летописной мери, которая последний раз упоминается в летописях с привязкой к 907 году. И не факт, что вообще существовал такой народ. Ряд историков считает мерю всего лишь частью марийцев, осевшей на какое-то время на правом берегу Волги. Улыбнуло и имя одного из героев – Аист. Лучше бы Страусом назвали, так прикольнее. К сведению создателей фильма: аисты в Поволжье никогда не встречались, они там такая же экзотика, как и страусы. С нетерпением жду фильма о тунгусах, в котором какого-нибудь героя назовут Бегемотом.

    Анастасия

    Я советую смотреть фильм. Жаль,конечно ,что такие фильмы показывают в Европе. У европейского зрителя он вызывает неправильные ощущения. Однако ж для русского человека я вижу никакой отвратительности и мерзости. Что мерзко? что главная героиня не отвечает стандартным канонам красоты? или что мастурбирует перед собственным мужем? за закрытыми дверями вашей спальни может происходить разное,а лучше разнообразное,главное без насилия. но я никогда не поверю,что вокруг все чистенькие и правильные,ни у кого не было каких-нибудь интересных фантазий. просто смелости не хватило в жизнь претворить .
    А у режиссера хватило смелости еще и показать то,о чем вы думаете украдкой. Да и на смерть можно посмотреть с другой стороны,иначе это и есть стадное чувство -реветь на похоронах,так же все делают. Лично мне бы было приятно,если бы обо мне вспоминали добрые подробности ,пускай даже интимные.

    Аринчехина Наталья

    Это просто другое кино. Интересное и необычное. Такая картина не для каждого – это точно! Но те, кому небезразлична история и русский фольклор почерпнут для себя много интересного. Например это сумасшествие с косичками)) Про воду тоже очень необычная тема. По преданиям она была проводником из мира мертвых в мир живых, считалось, что «особое омовение» в воде способно снять проклятия и даровать счастье в жизни.

    Марьяна

    Отвратительный фильм.Просто ужасный осадок от его просмотра.Никому не советую тратить на это свое время

    Юлия

    фильм вызывает стойкое ощущение мерзости, хочется отмыться после просмотра. неужели наше общество настолько опустилось, чтобы считать этот фильм шедевром. зачем видеть глубокий смысл, там где его просто нет. стадное чувство… это не шокирует, от этого просто тошнит

    андрей

    тенденция,однако! дирижер – педофил, режиссер – некрофил… кто следующий? всё искусство опускается всё ниже и ниже плинтуса, черные квадраты, зеленые человеки…. следующий шедевр будет, наверно, с поеданием героем фекалий героини в знак высоченной любви на свадьбе, тоже как традиции какого-нибудь народа из каменного века. всё просто, не зря говорят о засилии в мире нетрадиционно выраженных человеческих отношениях. извращенцы рулят! Фурцева Екатерина умерла бы после 10 минут просмотра от шока. сейчас отбиваю текст, а по тв, в каком-то сериале (жена смотрит)героиня говорит: ну, что потрахаемся… и это средь белого дня… о какой морали можно говорить? всё чаще смотрю по 100 му разу старое советское кино. сам извращенец (шутка!), но тут и мне в голову такое не пришло-бы.

    Общее впечатление о фильме:

     Хороший фильм
     Средний фильм
     Плохой фильм