КиноЛюди

Премьера «На ощупь» и беседа с режиссером фильма Юрием Грымовым

В ролях: Антон Шагин, Наталья Наумова, Александр Балуев, Валерий Баринов, Виталий Хаев, Владимир Яглыч
Режиссер: Юрий Грымов
Кинематографическая школа: Российское кино
Жанр: Драма, Комедия, Приключения
Длительность: 01:45

Сюжет фильма На ощупь

Глеб родился слепым, поэтому его мир состоит только из осязательных ощущений. Про своих близких: вырастившего его деда, отца – бандита, ставшего чиновником, и даже детскую любовь – соседку Настю, Глеб знает только то, что смог нащупать.

Когда отца Глеба избивают и похищают у ночного клуба «Нью-Йорк», 22-летний юноша, вопреки законам офтальмологии, неожиданно обретает зрение. Чудом выжив в криминальной разборке, Глеб остается один на один с новым пугающим миром зрячих людей.

Но его спасает любовь. Заново познавая окружающую действительность, по-детски открытый, добрый и совершенно асоциальный Глеб решается разыскать отца и отомстить обидчикам.

Любопытные факты о съемках фильма «На ощупь»

  • Сюжет фильма «На ощупь» Юрий Грымова до последнего держал в секрете даже от участников съемочного процесса. По слухам, всю история помимо режиссера знал только исполнитель главной роли – Антон Шангин (звезда фильма «Стиляги»). Однако то, что это романтическая история о прозревшем юноше, надолго утаить не удалось.
  • По словам Юрия Грымова, важная составляющая этого фильма – экшен-сцены. Режиссер «На ощупь» особенно гордится съемками южноамериканской камерой, которой до него в России еще никто не снимал.

Отзывы о фильме «На ощупь»

Отзыв режиссера фильма «На ощупь» Юрия Грымова

«Думаю, мы удивим зрителей. Я не всегда люблю спецэффекты. К сожалению, иногда они бывают очень примитивными. Будет немного компьютерной графики. Надеюсь, мы сделаем ее так натурально, что вы даже не заметите. Звук, как и в фильме «Чужие», будем записывать в Англии. В Лондоне есть студия, где это делают лучше всех в мире. Но самое главное в кино для меня не красивые «цветные картинки», а послание, которое я закладываю, мысль, вопросы, которые задаю себе. Надеюсь, аудитория у фильма будет широкой. Там есть что посмотреть. Можно посмеяться, чему-то удивиться и, что важно, чему-то научиться».

«Мы долго и тщательно подбирали актеров. И я могу констатировать, что собралась потрясающая команда и кризис нам в руку. Потому что, когда был вал сомнительного кино, – все были заняты, все зарабатывали деньги. А сейчас собрались удивительные люди, с которыми давно хотелось поработать: художник-постановщик Павел Пархоменко из Петербурга (очень сильный, очень интересный художник), актерский состав фильма – Мария Миронова, Виталий Хаев; давно хотел поработать с Валерием Бариновым, и вот опять работаю с Сашей Балуевым. В общем, много-много хороших артистов. И буквально недавно мы общались на площадке с Балуевым. Меня очень порадовало, что у всех на самом деле болит сердце за происходящее в нашей стране: все понимают, что из кино исчезло что-то важное. И именно сейчас, в кризис, у профессионалов киноиндустрии появляется уже забытое ощущение: «А давайте снимем кино, за которое не будет стыдно. Давайте сниматься чуть ли не бесплатно, – только бы это было Кино!»

«Кто только не потоптался на этом сценарии. Братья Дурненковы приложили руку, я сам что-то переписывал – наконец, сценарий родился. Жанр фильма определить трудно. 15 лет назад я сказал бы, что снял комедию. Но сейчас комедия – это история о дебиловатом парне. Поэтому я скажу, что мы сняли светлое ироническое кино о любви, над которым можно не поржать, а именно посмеяться»

Валерий Баринов, актер: отзыв о фильме «На ощупь»

«Мой герой верит в справедливость, таких людей очень мало. К великому сожалению, молодым сейчас не хватает таких дедов – с положительным зарядом. Когда актеру попадается подобный материал, как мне – «На ощупь«, – это счастье».

Антон Шагин, актер: отзыв о фильме «На ощупь»

«Пока о своей роли я готов говорить только иронично – это Робин Гуд. Современный парень. Наши дни. Буду стрелять из огромного арбалета. Будут любовные сцены, выдержанные, по-моему, очень грамотно в эстетическом плане, никаких пошлостей. Фильм про главное – про нашу жизнь. Мы живем в современном мире, в век информации. Моему поколению, по крайней мере, надо научиться фильтровать свою жизнь, мы тратим ее на огромное количество ненужных встреч, ненужных разговоров, на пустое времяпрепровождение».

Личные впечатления о премьере фильма «На ощупь» в Воронеже и беседе Юрия Грымова со зрителями

Юрий Грымов на премьере фильма "На ощупь" в Воронеже

Юрий Грымов на премьере фильма "На ощупь" в Воронеже

Вчера в Воронеже состоялось настоящее кинособытие: на премьеру своего нового фильма «На ощупь» приезжал режиссер фильма – Юрий Грымов, а после просмотра состоялась долгожданная беседа со зрителями. Пропустить такое было бы непростительно.

«На ощупь»: личное мнение о фильме

Сам фильм оставил неоднозначные впечатления. С одной стороны, картинка и отдельные художественные решения захватывают дух. Запомнились эпизоды: поездка «в Китай», спуск биотуалета со скалы, летящий лист под песню Майкла Джексона и т.д. Особенно удачно получилось у Юрия Грымова начало фильма, где-то первые полчаса – не только зрелищно, но позитивно, с ощущением «светлой грусти».

С другой, после бодрого старта последовала обычная галиматья, которая сразу же показалась мне неправдоподобной, а потому перестала вызывать сильные эмоции. Некоторые излишне гротескные приемы, типо «слишком много сисек, которые щупали слишком долго и слишком крупным планом», были, на мой взгляд, явным перебором Юрия Грымова, опошлившим романтическую историю фильма (о влиянии таких кадров на неокрепшую психику подростков или мужчин с избытком тестостерона не стоит и писать). Расчет «понравится всем» в киноискусстве, как правило, приводит к плачевным последствиям – «среднему» фильму.

И словно в отчаянной попытке сделать из «На ощупь» не заурядную мелодраму с хиппиэндом, а более глубокую трагическую кинокартину с законченным «симметричным» и «закольцованным» сюжетом, главный герой  в финале фильма как-то нелепо опять слепнет. Два таких невероятных медицинских чуда для одного фильма – это уже слишком.

Вот такие субъективные впечатления у меня от «На ощупь». Хотя, возможно (и последовавшая за фильмом беседа с Юрием Грымовым только подтвердила эту мою мысль), мы, то есть кинозрители, имеем дурную привычку в каждом фильме искать тайные намеки, мораль, скрытый смысл, думать: «А что этим хотел сказать нам автор?». А автор просто творил, и фильм надо воспринимать просто как данность, личное мнение сценариста и режиссера.

О беседе Юрия Грымова со зрителями

Что же касается самой беседы, то очень неожиданно, но мне понравилась встреча. Хотя, если честно, я шла с большим предубеждением.

Во-первых, после достаточно познавательных, но немного смешных из-за нелепой смеси кулинарии и кино, телепередач из серии «Большая рыба», у меня сложилось личное впечатление, что Юрий Грымов – сноб, который слишком явно для ведущего недолюбливает некоторых своих гостей – молодых режиссеров, которые мне, напротив, особенно нравятся, и по восприятию мира скорее близок к моим родителям, чем мне. То есть это, конечно, совсем не плохо и естественно в силу разницы возраста, но для себя я сделала вывод, что его взглядов на кино и жизнь вообще я не разделяю.

Во-вторых, три просмотренные мною до «На ощупь» фильма Юрия Грымова не произвели на меня глубокого впечатления. В частности, «Казус Кукоцкого», которым многие так восторгаются, я два раза пыталась понять, но даже не смогла досмотреть до конца, делая над большое усилие. «Чужие» показались мне просто рядовым фильмом. На общем фоне выделялись только «Мужские откровения», но и это, скорее всего, из-за авторства Ренаты Литвиновой.

Однако, беседа Юрия Грымова с воронежскими зрителями однозначно получилась. Кстати, до этого я пару лет назад была на премьере фильма «Кислород» и беседе с Иваном Вырыпаевым, который, по-моему, напротив, или сознательно не хотел идти на контакт или просто так вышло, но интересным разговор не сложился. Хотя, как не странно, его творчество мне гораздо ближе.

Понравилось то, что Юрий Грымов очень живо реагировал и развернуто отвечал на каждый, даже на очень странный или откровенно глупый вопрос из зала. А таких, к сожалению, было немало, если не сказать большинство. Например, одна девушка просто встала и рассказала, что мечтает уехать за границу, чтобы не видеть таких поверхностных фильмов, как «Сумерки» (интересно, она что думала, этот фильм сделали в России и не показывают, например, в США, где и сняли?). Или, например, мужчина возмущался, что слепые так не ходят, хотя, по-моему, в фильме «На ощупь», Глеб играл очень реалистично. Кто-то спросил, чего нам ждать от жизни и политики, кто-то , не стесняясь, посчитал уместным пожелать режиссеру снять что-нибудь по-настоящему стоящее, а один из последних воронежцев с сильным южнорусским «гэ-гэ-гэ» спросил у Юрия Грымова, как и где найти связи, чтоб пробиться в люди. Многие кинозрители взяли в руки микрофон и вовсе не для того, чтобы задать интересный вопрос, а чтобы похвастаться своей осведомленностью в теме или хотя бы тем, что «видели яхту Ющенко в Балаклаве».

Под конец любители кино настолько разошлись, что стали, не стесняясь, выкрикивать вопросы прямо с места, не дожидаясь микрофона и очереди, которая упорядочивала желающих пообщаться с режиссером справа и слева от сцены.

Самым благодарным посетителем премьеры фильма «На ощупь» в Воронеже оказался мальчик лет двенадцати, который детским восторженным голосом сказал, что просто не верит, что сейчас видит Юрия Грымова (это было особенно смешно после фильма о слепом мальчике) и попросил пожать ему руку.

Из беседы для себя я узнала много интересного, в частности то, что у Юрия Грымова, оказывается, нет специального образования (все-таки кризис российской системы образования налицо – вузы серийно штампуют тысячи кинодеятелей, а выдающиеся режиссеры через одного обходятся и без специального образования). В юности он служил в армии, потом работал на заводе АЗЛК и манекенщиком у Славы Зайцева – вот откуда растут эта бородка и прическа! ;) Очень понравился совет, данный Юрию Грымову его коллегой в начале карьеры (к сожалению, забыла кем) о том, что нельзя снимать один фильм всю жизнь, ошибки снятого фильма надо исправлять уже в следующем. Любопытно и то, что изначально фильм «На ощупь» мог иметь и совершенно другой конец: отец и дед выжили, девушка Глеба родила ему двойню или и вовсе бредовые «альтернативные финалы» про нападение вампиров и инопланетян, насилующих землян.

В общем, даже на тупые вопросы, Юрий Грымов смог ответить на удивление интересно и достойно. Хотя, конечно, мне не понравились некоторые мелочи, вроде негативных отзывов о современном телевидении и поп-корне в кинотеатре (по-моему, поп-корн в кино – это уже почти такая же классика как бутерброды в антракте спектакля), но в целом, я совершенно неожиданно услышала много интересного, получила заряд положительных эмоций и координально изменила свое мнение о Юрие Грымове в лучшую сторону.

Эпилог: совсем не про кино. Про отхожее место

Как по туалету дамы можно судить о ее положении в свете, так и по состоянию общественных туалетов можно судить о состоянии страны и ее месте в мире.
Нельсон Рокфеллер, губернатор штата Нью-Йорк

После такого насыщенного культурного вечера, я вылетела из зрительного зала как на крыльях. И как назло, они сразу же обломались, потому что «незамыленным» глазом виднее окружающая проза жизни.

Речь идет о «кулисах» самого популярного кинотеатра Воронежа, резко оттеняющего его глянцевый облик, имидж лучшего кинотеатра города, а именно – о его туалете.

Хочется надеяться, что в ближайшее будущее и он станет на путь цивилизованного общества и технического прогресса, взяв пример хотя бы с МакДональдса. Последнее заведение, как известно гостеприимно открывает двери своего безукоризненно чистого и бесплатного туалета всем, включая и жлобов, считающих своим долгом постоянно охаивать «генетически модифицированную еду, которую нельзя есть», но ничуть не смущающихся в случае необходимости воспользоваться «заветной комнатой» по прямому назначению, а вблизи вокзалов – и с целью слегка помыться и постирать свое исподнее.

Туалет кинотеатра, напротив, вместо того, чтобы нести культуру в массы или хотя бы иметь уборщицу, которая будет постоянно поддерживать гигиену и наличие туалетной бумаги, почему-то предпочитает держать в штате неприветливую «тетку-цербера», проверяющую на входе наличие билетов в кино или чека из кафе.

Кстати, почему бы не пойти дальше? И открыть еще один источник дохода от  кино: выдавать напрокат всем желающим рублей за десять резиновые галоши, чтобы люди могли, не испачкав парадной обуви и одежды, спокойно сходить в этот туалет «типа сортир».

Отзывы

кинозрителей
sidorkina galina

Ларс фон Триер, Джим Джармуш – все это авторское кино. Конечно, глубоко психологичное и четко отражающее личное мнение и восприятие автора. А интересно и близко такое кино достаточно широкому кругу зрителей потому, что, несмотря на различия, у людей вообще-то много общего. Во взглядах, проблемах и точках зрения в частности.
Многие любят тему социальных и этических проблем в кино. Особенно нравятся такие «злободневные» фильмы на фестивалях. А я такие фильмы, кстати, наоборот не люблю.
И я воспринимаю искусство достаточно свободно. И хотя на него неизбежно влияет политический контекст и идеология, искусство не должно быть их инструментом. Насилие, чернуха и т.д. в любом случае не имеют никакого отношения к искусству.
Но между «диктовать мораль» и «нести» ее (точнее, нести определенные ценности) все-таки большая пропасть. Искусство – это вечные ценности, даже более глобальные, чем сегодняшние глобальные проблемы.

sidorkina galina

Вообще не согласна. А как же все авторское кино? Оно – как раз личный взгляд режиссера, который (а это и есть признание) интересен гораздо более широким массам, чем просто близким людям.
Диктовать мораль современное кино уже, к счастью, не обязано.
А социум по-прежнему документирует. Через призму личного восприятия реальности режиссера.

Начальник IV энергоблока

Грымов, судя по циклу авторских программ «Большая рыба» – человек с хорошим вкусом, адекватный и профессиональный. Вот почему, меня жутко разочаровал фильм.
На протяжении всего дьявольски долгого показа, не покидала мысль, что банальности приправили необоснованными событиями и выдают это за «высокое кино». Вопиющего бреда в картине нет, но раздражающие неточности присутствуют. То по телеку показывают «Бешенные псы» а голос за кадром объявляеь что в главных ролях Джоли и Питт (неужели нельзя было фильм с их участием включить, раз уж их фамилии по сюжету нужны? Mr. & Mrs. Smith например, там тоже придурковатого экшена хватило бы), то офтальмолог с инструментом отоларинголога умничает… Спросите в какой ленте такого не встретишь? Отвечу: в той, которую сам Грымов с удовольствием смотрит и рекомендует к просмотру. Может показаться что я придираюсь. Может быть, но по-моему я вполне правомочно считаю, что такое отношение – непрофессионально. И в остальном любви не чувствуется. Преамбула есть, а повествования – на грош. Может и хорошая идея изначально была, а реализована то-ли впопыхах, то-ли без любви. Символы вплетенные в повествование штампованные. Действия героев бесчувственны (кроме деда), словно они просто must поступить так, а не иначе. Пейзажная съемка затянута и не сочетается с жанром, словно это не часть фильма, а клип на песню, которая звучит в саундтреке. Шумовые эффекты и музыка в разы громче голоса актеров.

Ругать чужое легко. Гораздо легче, чем создавать свое. Но, по иронии судьбы, случилось так, что это касается не только моего отзыва, но и публичных высказываний Юрия Грымова относительно чужих лент.

Zlobnii zelenobobish

Все равно «Спартак» – клевый кинотеатр!

skyran

Да… про туалет в Спартаке – это точно, а вонь там сродни вокзальному сортиру!!!

Zlobnii zelenobobish

Наверное, это все-таки один из большого количества фильмов, которые можно посмотреть и дома на ДВД.
Не думаю, что сходить в кинотеатр на такой жанр удачная идея.

Нелли

Интересно, что он же это снял, хотя я не сильно надеюсь на этот фильм, НО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЙДУ НА ПРЕМЬЕРУ В КИНО

Общее впечатление о фильме:

 Хороший фильм
 Средний фильм
 Плохой фильм