- Жанры кино
- Арт-хаус
- Биография
- Боевик
- Вестерн
- Военный
- Гей – тема
- Детектив
- Документальные
- Драма
- Исторический
- Комедия
- Криминал
- Мелодрама
- Мистика
- Музыкальный фильм
- Мультипликация
- Неигровое кино
- Приключения
- Романтика
- Семейное
- Ситком
- Сказка
- Спорт
- Триллер
- Ужасы
- Фантастика
- Фильм-биография
- Фильм-пародия
- Фэнтези
- Экшен
- Эротика
- Интеллектуальный экшн
- Кинокомпании
- Киноконкурсы
- Интеллектуальный экшн
- Кинокомпании
- Киноконкурсы
- Кинофильмы о…
- Кино о конце света
- Кино о сексе
- Кинофильмы о дружбе
- О сексуальной ориентации
- Фильмы о ВОВ
- Фильмы о еде
- Фильмы о любви
- Фильмы о религии
- Фильмы о России
- Фильмы о сайтах
- Фильмы о фашизме
- Фильмы об искусстве
- Фильмы про вампиров
- фильмы про инопланетян
- Фильмы про мафию
- Фильмы про молодежь
- Фильмы про Новый Год
- Фильмы про пиратов
- Фильмы про спорт
- Фильмы про танцы
- Фильмы про школу
- Киношколы
- Австралийское кино
- Австрия
- Английское кино
- Бельгия
- Бразилия
- Греция
- Датское кино
- Европейское кино
- Индийское кино
- Ирландия
- Испанское кино
- Итальянское кино
- Кинематограф Азии
- Кино из Африки
- Кино из Канады
- Китай
- Латиноамериканское кино
- Мексиканское
- Немецкое кино
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Норвегия
- Польское кино
- Португалия
- Российское кино
- Румыния
- Сербское кино
- Советское кино
- США
- Тайское кино
- Турецкое кино
- Украинские фильмы
- Французское кино
- Швейцария
- Швеция
- Южная Корея
- Японское кино
- Фильмы по годам
- Форматы кино
Особенности арт-хауса |
Арт-хаус – один из самых малобюджетных жанров
Изначально арт-хаус был исключительно малобюджетным. Это было кино, в котором неизвестные режиссеры доступными методами воплощали в жизнь свои смелые идеи. Временем действия, как правило, выбиралось настоящее время (чтобы минимизировать средства на костюмы и декорации). Отбирались никому неизвестные актеры, жестко ограничивалось число действующих лиц, съемочная группа и технические средства. Поэтому малобюджетность была не только одним из признаков, а основной чертой этого жанра кино. За время своего существования арт-хаус из малоизвестного жанра кино превратился в мейнстрим кино культуры интеллектуалов всего мира. Сегодня арт-хаусные фильмы показываются на специализированных всемирно известных кинофестивалях, в них играют не только новые актеры, но и голливудские кинозвезды. Арт-хаус стал популярен, и поэтому ограниченность бюджета — частый, но не обязательный признак современного арт-хауса.
Арт-хаус – «кормушка» большого кино
Голливуд и остальное «большое» кино зачастую заимствует свежие идеи арт-хауса: необычные сюжеты, фирменные приемы вроде съемки «любительской» камерой, новые лица актеров, новые методы мультипликации, такие как «техника ожившей живописи» (прорисовка на стекле пальцами каждого кадра масляными красками). Зачастую сами арт-хаусные режиссеры со временем переходят в более коммерческое и массовое кино. К примеру, Питер Джексон, снимавший арт-хаусные ужастики, создал в итоге эпохальный высоко бюджетный фильм «Властелин колец». Эмир Кустурица, Франсуа Озон, Ким Ки-Дук и многие другие звезды арт-хауса со временем переходят в коммерческий арт-хаус или просто большое кино.
Авторское видение в арт-хаусе
Одно из самых ярких отличий арт-хауса от массового кино — авторский взгляд. Именно нестандартное видение самых обычных вещей, пропитанное индивидуальностью кинорежиссера, личными переживаниями, местным или социальным колоритом, оригинальным подходом к съемкам помогает создавать в арт-хаусе целый мир, другую действительность, которая в кино превращается в конкретную, почти осязаемую.
Арт-хаус – остров сокровищ
Во всем мире вложения средств в съемки фильма сопряжены с большими рисками. Одна из самых главных особенностей арт-хаусного кино – высокая окупаемость. При минимальных для кино затратах (ведь в арт-хаусе главная «ставка» делается не на реалистичную зрелищность, а на оригинальность съемок и воображение кинозрителя) окупаемость арт-хаусных фильмов зачастую в десятки раз выше фильмов, ориентированных на массовый рынок. Коммерческий фильм считается успешным, если бюджет его съемок хотя бы в два раза был покрыт сборами от кинопроката. Еще около половины этих сборов идет прокатчикам, еще около 20% – на рекламу, так что прибыльность блокбастеров обычно не превышает 30%. Что касается, арт-хаусного кино, то низкие затраты дают возможность получения прибыли до 600% и, по оценкам кинокритиков, этот сегмент российского кинорынка наименее заполнен.
Жизненный цикл арт-хаусных фильмов
Жизненный цикл арт-хаусного фильма значительно длиннее «большого» кино. Средний арт-хаусный фильм можно показывать в кинотеатрах пару раз в неделю годами, потому что арт-хаусные фильмы любители такого кино смотрят не один раз. В то время, как обычный боевик, триллер и подобные кинопродукты можно посмотреть только раз.
«Нестандартная» посещаемость
Прокатные модели коммерческого кино и арт-хауса существенно отличаются. Выход на экраны обычных фильмов, как правило, сопровождается масштабными рекламными кампаниями. Все, кому действительно интересно посмотреть очередной голливудский фильм стараются попасть на премьеру или в первые дни проката, поэтому первая волна зрителей коммерческого кино – самая большая и прокатчики «снимают сливки» лишь в первые дни показа, а оставшееся время такие фильмы идут в полупустых залах.
Новый арт-хаусный фильм в кинотеатре обычно выходит без какой-либо значительной рекламной кампании, поэтому для его раскрутки требуется больше времени. Популярные в «определенных» кругах арт-хаусные фильмы раскручиваются больше за счет «сарафанного» радио, поэтому первые недели проката арт-хауса – время первого знакомства. Непонимание этой особенности арт-хауса приводит к тому, что прокатчики зачастую снимают такие ленты через несколько недель проката, тем самым теряют основную часть прибыли от ат-хауса.
Особенности «продвижения» арт-хаусных фильмов
Арт-хаусные фильмы как любой специфический продукт требуют внимательного подхода к особенностям продвижения. К арт-хаусу нельзя применять стандартные технологии продвижения фильмов и ориентироваться на рядового зрителя.
Так, например, арт-хаусные фильмы нельзя рекламировать массово, т.к. активная рекламная кампания приведет к тому, что на арт-хаус придет не тот зритель, останется разочарован и фильм провалится в прокате.
Одна из самых распространенных ошибок дистрибьютеров при работе с арт-хаусом – прокат арт-хаусных фильмов на большом количестве киноплощадок. Такой подход играет против арт-хауса, т.к. подрывает саму идеологию этого «кино для избранных», к тому же рядового зрителя такие фильмы в любом случае не заинтересуют. И фильм опять же провалится в прокате.
Аналогичная ситуация сложится и с прокатом арт-хаусных фильмов на площадках, изначально не предназначенных для такого кино (например, в слишком больших кинозалах или кинотеатрах с ярко выраженным популярным репертуаром).
Как же повышать популярность неформата? За границей, например, арт-хаус активно рекламируется в социальных сетях, на специализированных сайтах, через фан-клубы. Например, у Эмира Кустурицы только во Франции целых 3 фан-клуба, представляющих из себя высокоорганизованную структуру для общения, обмена информацией о новых фильмах. Российские любители арт-хауса сегодня ищут единомышленников преимущественно среди друзей и на просторах Интернета.
Хотя в сознании большинства кинолюбителей арт-хаус – это «обязательно что-то занудное», есть много ценителей этого, пожалуй, одного из самых стильных и необычных направлений киноискусства. А при должном подходе к раскрутке арт-хаусные фильмы несмотря на свою ограниченную целевую аудиторию способны приносить солидную прибыль кинопрокатчикам.