КиноЛюди

Особенности арт-хауса

Арт-хаус – один из самых малобюджетных жанров

Изначально арт-хаус был исключительно малобюджетным. Это было кино, в котором неизвестные режиссеры доступными методами воплощали в жизнь свои смелые идеи. Временем действия, как правило, выбиралось настоящее время (чтобы минимизировать средства на костюмы и декорации). Отбирались никому неизвестные актеры, жестко ограничивалось число действующих лиц, съемочная группа и технические средства. Поэтому малобюджетность была не только одним из признаков, а основной чертой этого жанра кино. За время своего существования арт-хаус из малоизвестного жанра кино превратился в мейнстрим кино культуры интеллектуалов всего мира. Сегодня арт-хаусные фильмы показываются на специализированных всемирно известных кинофестивалях, в них играют не только новые актеры, но и голливудские кинозвезды. Арт-хаус стал популярен, и поэтому ограниченность бюджета — частый, но не обязательный признак современного арт-хауса.

Арт-хаус – «кормушка» большого кино

Голливуд и остальное «большое» кино зачастую заимствует свежие идеи арт-хауса: необычные сюжеты, фирменные приемы вроде съемки «любительской» камерой, новые лица актеров, новые методы мультипликации, такие как «техника ожившей живописи» (прорисовка на стекле пальцами каждого кадра масляными красками). Зачастую сами арт-хаусные режиссеры со временем переходят в более коммерческое и массовое кино. К примеру, Питер Джексон, снимавший арт-хаусные ужастики, создал в итоге эпохальный высоко бюджетный фильм «Властелин колец». Эмир Кустурица, Франсуа Озон, Ким Ки-Дук и многие другие звезды арт-хауса со временем переходят в коммерческий арт-хаус или просто большое кино.

Авторское видение в арт-хаусе

Одно из самых ярких отличий арт-хауса от массового кино — авторский взгляд. Именно нестандартное видение самых обычных вещей, пропитанное индивидуальностью кинорежиссера, личными переживаниями, местным или социальным колоритом, оригинальным подходом к съемкам помогает создавать в арт-хаусе целый мир, другую действительность, которая в кино превращается в конкретную, почти осязаемую.

Арт-хаус – остров сокровищ

Во всем мире вложения средств в съемки фильма сопряжены с большими рисками. Одна из самых главных особенностей арт-хаусного кино – высокая окупаемость. При минимальных для кино затратах (ведь в арт-хаусе главная «ставка» делается не на реалистичную зрелищность, а на оригинальность съемок и воображение кинозрителя) окупаемость арт-хаусных фильмов зачастую в десятки раз выше фильмов, ориентированных на массовый рынок. Коммерческий фильм считается успешным, если бюджет его съемок хотя бы в два раза был покрыт сборами от кинопроката. Еще около половины этих сборов идет прокатчикам, еще около 20% – на рекламу, так что прибыльность блокбастеров обычно не превышает 30%. Что касается, арт-хаусного кино, то низкие затраты дают возможность получения прибыли до 600% и, по оценкам кинокритиков, этот сегмент российского кинорынка наименее заполнен.

Жизненный цикл арт-хаусных фильмов

Жизненный цикл арт-хаусного фильма значительно длиннее «большого» кино. Средний арт-хаусный фильм можно показывать в кинотеатрах пару раз в неделю годами, потому что арт-хаусные фильмы любители такого кино смотрят не один раз. В то время, как обычный боевик, триллер и подобные кинопродукты можно посмотреть только раз.

«Нестандартная» посещаемость

Прокатные модели коммерческого кино и арт-хауса существенно отличаются. Выход на экраны обычных фильмов, как правило, сопровождается масштабными рекламными кампаниями. Все, кому действительно интересно посмотреть очередной голливудский фильм стараются попасть на премьеру или в первые дни проката, поэтому первая волна зрителей коммерческого кино – самая большая и прокатчики «снимают сливки» лишь в первые дни показа, а оставшееся время такие фильмы идут в полупустых залах.

Новый арт-хаусный фильм в кинотеатре обычно выходит без какой-либо значительной рекламной кампании, поэтому для его раскрутки требуется больше времени. Популярные в «определенных» кругах арт-хаусные фильмы раскручиваются больше за счет «сарафанного» радио, поэтому первые недели проката арт-хауса – время первого знакомства. Непонимание этой особенности арт-хауса приводит к тому, что прокатчики зачастую снимают такие ленты через несколько недель проката, тем самым теряют основную часть прибыли от ат-хауса.

Особенности «продвижения» арт-хаусных фильмов

Арт-хаусные фильмы как любой специфический продукт требуют внимательного подхода к особенностям продвижения. К арт-хаусу нельзя применять стандартные технологии продвижения фильмов и ориентироваться на рядового зрителя.

Так, например, арт-хаусные фильмы нельзя рекламировать массово, т.к. активная рекламная кампания приведет к тому, что на арт-хаус придет не тот зритель, останется разочарован и фильм провалится в прокате.

Одна из самых распространенных ошибок дистрибьютеров при работе с арт-хаусом – прокат арт-хаусных фильмов на большом количестве киноплощадок. Такой подход играет против арт-хауса, т.к. подрывает саму идеологию этого «кино для избранных», к тому же рядового зрителя такие фильмы в любом случае не заинтересуют. И фильм опять же провалится в прокате.

Аналогичная ситуация сложится и с прокатом арт-хаусных фильмов на площадках, изначально не предназначенных для такого кино (например, в слишком больших кинозалах или кинотеатрах с ярко выраженным популярным репертуаром).

Как же повышать популярность неформата? За границей, например, арт-хаус активно рекламируется в социальных сетях, на специализированных сайтах, через фан-клубы. Например, у Эмира Кустурицы только во Франции целых 3 фан-клуба, представляющих из себя высокоорганизованную структуру для общения, обмена информацией о новых фильмах. Российские любители арт-хауса сегодня ищут единомышленников преимущественно среди друзей и на просторах Интернета.

Хотя в сознании большинства кинолюбителей арт-хаус – это «обязательно что-то занудное», есть много ценителей этого, пожалуй, одного из самых стильных и необычных направлений киноискусства. А при должном подходе к раскрутке арт-хаусные фильмы несмотря на свою ограниченную целевую аудиторию способны приносить солидную прибыль кинопрокатчикам.

Отзывы

кинозрителей

Комментариев нет.

Общее впечатление о фильме:

 Хороший фильм
 Средний фильм
 Плохой фильм