КиноЛюди

Новый русский фильм – «Кочегар» Алексея Балабанова

В ролях: Михаил Скрябин, Юрий Матвеев, Александр Мосин, Аида Тумутова, Анна Коротаева, Вячеслав Павлють, Алина Политова
Режиссер: Алексей Балабанов
Кинематографическая школа: Российское кино
Жанр: Драма, Криминал
Длительность: 01:27
Война – это другое: там «наши» и «враги», а здесь… все наши.
цитата из фильма «Кочегар»

Сюжет фильма «Кочегар»

Санкт-Петербург,  90-ые.

В суровой реальности, где все кругом бандиты и моральные уроды, порядочные люди, такие как главный герой – по кличе Якут,  бывший майор, «афганец», работают и живут в рабских условиях душной кочегарки.

На досуге Якут навещает взрослую красавицу-дочь, открывшую с подружкой фирму по названием «Меха Якутии», да по – тихоньку сочиняет свой странный рассказ.

По ночам в его кочегарке творятся страшные вещи. Прибандиченный сослуживец майора по кличке Сержант, постоянно привозит к нему на утилизацию свежих жмуриков. «Это были плохие люди» — немногословно поясняет он кочегару. Контуженый майор доверят боевому товарищу и не возражает против использования кочегарки в погребальных целях. Бандиты шустро засовывают мертвецов в топку, а после этого беседуют с кочегаром о литературе.

Скачать саундтрек к фильму «Кочегар»

Саундтрек к фильму Кочегар – ДиДюЛя – Поезд в Барселону

кочегар фильм

Что мне запомнилось в фильме «Кочегар»

В том, как снят этот фильм чувствуется рука мастера. Лично я отметила три небанальных момента.

Первое – это то, что все герои «Кочегара» долго ходят под музыку. Обычно этой «фишкой» пользуются начинающие кинорежиссеры, монтирующие фильм о свадьбе друзей. Но в «Кочегаре» эта пространственная динамика под аккомпанемент душещипательной музыки Дидюли, набившей в свое время болезненную оскомину, сейчас почему-то вызывает сильную ностальгию и любовь к родине.

Кстати, почти такое же странное преображение произошло и с песней «В стране магнолий» после другого фильма Алексея Балабанова «Груз 200″.  Теперь эта жизнерадостная песня вселяет ужас и отвращение.

А во-вторых, в «Кочегаре» Алексей Балабанов, вопреки законам Голливуда, по которым если в течение первых десяти минут не происходит завязка, сценарий никогда не становится фильмом, вводит в тему больше часа. Но, на мой взгляд, от этого «Кочегар» ничего не теряет. Неторопливость только усиливает ощущение безысходной реальности, где все дни одинаково холодные и бесцветные, а произойти может только что-то плохое.

В-третьих, забавная деталь – в каждом помещении есть если не кочегарка, то хотя бы печка! Видимо, чтобы подчеркнуть, насколько далеки от цивилизации герои этого фильма и их взаимоотношения.

Человек, человеку - волк: отзыв о фильме «Кочегар»

Фильмография режиссера Алексея Балабанова крайне разноплановая. После «Брата 1 и 2» он снял патриотическую «Войну», бандитские «Жмурки», шокирующий ретро фильм о зарождении жанра порнографии «Про уродов и людей», самый жуткий в современном российском кинематографе «Груз 200», экранизацию Булгакова «Морфий» и другие фильмы. Всего около 20 кинокартин.

Но почему-то большинству зрителей Алексей Балабанов запомнился определенно выдающимися фильмами о бандитах, упорно вытесняющими попсовую тематику из современного русского кино. В общем, актуальной русской чернухой, в жанре в традициях которой и снят «Кочегар».

С его легкой подачи появился новый жанр в русском кинематографе – «бандитская романтика». И именно Алексею Балабанову принадлежит образ культового национального героя 90-х годов, сменившего «нового русского» – Данилы Багрова.  Аляпистая «челночная» мода: белые шарфы, скрипучие черные «кожанки», темные костюмы с белыми носками, нагромождение снега, брутальное молчание -  это «фирменный стиль» Алексея Балабанова. Видимо, режиссер что-то забыл в этом нелепом мире, до которого нам, кстати, рукой подать…

В «Кочегаре» все те же бандиты и их «трудовые будни». Убивают много и почти беспричинно, без смака и надлежащих изысков. Так сказать, по-семейному…

Сексуальные сцены в фильме тоже очень обыденные. Унылые совокупления только подчеркивают общую беспросветность жизни. Плохие люди… Что с них возьмешь?

кадр из фильма кочегар

«Кочегар» — это настоящая трагедия, но не одного человека, а целой страны. Когда в жизни нет ни единого просвета, ничего хорошего, вокруг одно предательство, беззаконие и несправедливость.

отзыв о фильме кочегар

Со времен всенародно любимого Данилы Бодрова многое изменилось, герои и сами фильмы Алексея Балабанова стали недоступны для понимания широких масс. Рассчитаны они исключительно на ностальгирующего фаната его творчества и той эпохи. Или киноизвращенцев вроде меня, кому доставляет удовольствие изредка увидеть на широком экране что-то депрессивное и мерзкое, чтобы потом оглянуться по сторонам и почувствовать, что на душе полегчало.

Культовым фильм «Кочегар» однозначно не станет. Но выдающимся его вполне можно назвать, потому что из нескольких десятков русских фильмов этого года, просмотренных мною, запомнилось пока только четыре – «Чудо», «Поп», «Чужая» и «Кочегар».

Отзывы

кинозрителей
Сидоркина Галина

Очень философский комментарий! Думаю, что сам Балабанов остался бы озадачен ;)

Евгений

В этом фильме нас показали. Якут – это мы. Нам говорят – это хорошо. Мы верим. Причем в начале еще пытаются объяснить, почему убийство этого человека – хорошо. Под конец нам просто говорят – это плохой человек, почему – придумай сам. И мы верим. Делаем то, на что нас подталкивают. Вот говорят нам Каддафи плохой, демократию зажимает, люди там страдают. И мы верим. Да – поддакиваем плохой он. Какой негодяй. Нам говорят – надо бы его убить. Мы – «Да надо он такой тиран». И в результате кто то идет на войну, а ктото кричит – смерть ему, скандируя во весь голос, отметая у толпы хоть какое то сомнение. А те, кто это заварил снимает сливки в виде хрустящих купюр. А мы, как этот доверчивый Якут, как слепые котята помогаем «сжигать собственное дитя» во благо этих дяденек, которые управляют нашим сознанием. В фильме Якут все таки прозревает. Интересно прозреем ли мы до конца. Остается хотя бы надежда что наши дети, в обличии двух маленьких девочек, все таки будут умнее. и поймут притчу рассказаную Балобановым.

Александ

Не согласен! Фильм стоящий. Те, кто воспринимает все буквально, конечно, видят только чернуху.
А голое тело главной героини впечатлило и меняОна вообще не похожа на женщину! Какая-то завораживающая инопланетянка!!!!!!!!!!!!!!

kosogor

Вчера по ошибке посмотрел данный фильм (причем вначале я даже не знал, что это фильм Алексея Балабанова – когда наконец пошли титры, всё встало на свои места).
Единственный момент, который мне в этом фильме понравился – это самая первая сцена, в которой голая дочь кочегара рассекает по комнате. Хотя это и очевидный штамп для привлечения зрительского внимания через голое женское тело, для самого фильма он не нужен (всё ровно то же самое она могла сказать и одетой). Так что это мой комплимент исключительно актрисе и её действительно красивому телу. Весь остальной фильм вызывает только раздражение отсутствием сюжета, неуместностью музыкального сопровождения и наличием штампов типа необходимых в нашем современном кино постельных сцен. И ещё непрерывно волнует вопрос – как и при просмотре балабановских «Жмурок»: да когда же они эти трупы таскать закончат уже ? В принципе, в этом ожидании есть даже некоторая интрига и комичность (по балабановски, конечно. На этом таскании трупов, например, полностью построены «Жмурки» – юмор такой!)
Все аллегории, на мой взгляд – херня, сейчас и получше снимают. Фильм пустой и чернушный. Как уже неоднократно писали, треть времени фильма занимает бессмысленный показ переходов героев фильма с места на место (пешком, либо на транспорте). Ощущение от его просмотра отрицательное. В целом показано обычное балабановское видение окружающей действительности: человек человеку обязательно и исключительно волк, неважно – близкий это человек, или друг, или вообще посторонний.

Как ужасен этот мир, посмотри! (С)
Мир ужасней, чем вам кажется! (С), думаю авторство этих фраз можно отдать Алексею Балабанову.

Наталья

Фильм очень понравился. Особенно поражают трагические события на фоне, в общем-то, лёгкой музыки. Музыка-это наша повседневность-»всё в порядке,жизнь продолжается»,а на фоне этого происходят чудовищные вещи. Это же продолжается и сейчас, мы живём, растим детей, смотрим по вечерам сериалы, а в это время убивают людей.Ведь кому-то может показаться, что 90-е в прошлом, но 90-е плавно перешли в наше время, тому подтверждение недавние убийства. Так что фильм этот актуален.

Евгений

Друзьям так себе,а по мне так фильм удолся.Лучше его смотреть одному чем в компании.

Общее впечатление о фильме:

 Хороший фильм
 Средний фильм
 Плохой фильм