КиноЛюди

«Елена», А. Звягинцев (Россия, 2011)

В ролях: Андрей Смирнов, Игорь Огурцов, Надежда Маркина, Василий Мичков, Юрий Борисов, Рустам Ахмадеев
Режиссер: Андрей Звягинцев
Кинематографическая школа: Российское кино
Жанр: Драма, Мелодрама
Длительность: 01:49

Рецензии на фильмы Звягинцева лучше не читать: они не отразят сути картины. Так и с этим кино. Если коротко, «Елена» – это фильм про жену-служанку, поставленную перед трудным и мучительным выбором.

Престарелая пара: состоятельный властный старик и скромная жена, которая находится на его содержании. У каждого из них непутевые дети от первого брака. Только если у Владимира, главы семьи, дочка – клубная тусовщица и прожигательница жизни, то у Елены – сын-алкоголик. Женщина как может помогает его семье деньгами. Однако средств на то, чтобы «отмазать» старшего внука от армии, у нее нет. Муж отказывается дать деньги.

Неожиданно у Владимира случается инфаркт, и он решает написать завещание в пользу своей дочери. Жене остается небольшая пожизненная рента. Елена решается на отчаянный поступок.

Фактически эта новинка кино не о героях, а о нас с вами. О современной жизни и трансформации сознания. Приглашаем на кинопремьеру всех любителей социального кино со смыслом.

Рецензии

редакторов и прессы
Гости Киноблога
все рецензии (12)

Отзыв нашей бабушки о фильме «Елена»

DUCE
все рецензии (4)

В доме и голове завелись тараканы – отзыв о фильме «Елена»

Тараканы, как известно, плодятся гораздо проще и в большем количестве, чем высокоорганизованные животные. Похожая тенденция прослеживается и на примере развитых и развивающихся стран - нищета и необразованность напрямую сваны с ростом численности населения.

В фильме «Елена» мы видим наглядную иллюстрацию демографических проблем интеллигенции и ее полное отсутствие у маргиналов в лице Елены и ее детей-прихлебателей.

Сочувствия главная героиня и ее извращенные чувства не вызывают. Особенно когда она решает, что в праве вершить правосудие, а тараканы из ее головы материализуются и «переселяются» в элитную квартиру, чтобы размножаться в более комфортных условиях

ПутеВод
все рецензии (8)

Отзыв о фильме Елена. Путь кино: Путин о Елене

Сидоркина Галина
все рецензии (268)

Явный привкус овсянки и плинтуса – отзыв о фильме «Елена»

Наконец-то посмотрела этот фильм вместе со всеми - по телевизору.

Сразу стало понятно, почему «Елена» была удостоена стольких международных наград. Думаю, успех на 99% был обеспечен выбором Надежды Маркиной. Внешность типичной русской бабы в годах - настоящая диковинка для иностранцев! Ничуть не меньшая, чем, к примеру, индийские йоги или тайские трансвеститы! Кстати, теперь Надежда Маркина претендует на звание лучшей европейской актрисы наравне с Сесиль де Франс из «Мальчика с велосипедом», Тильдой Суинтон «Что-то не так с Кевином»,  Кирстен Данст и Шарлоттой Гензбур из «Меланхолии»!

Так же нестандартен для иностранцев и сюжет про нашу заурядную бытовуху. Риторические вопросы: кто прав - кто виноват и имела ли Елена право, по моему, в этом фильме все-таки могут найти вполне однозначные ответы. Вряд ли нормальный человек способен так быстро и легко решиться убить своего даже нелюбимого мужа. Да и цель - поддержание беззаботного существования и неконтролируемого размножения сына, озабоченного лишь наличием пива с орешками - вряд ли можно назвать благой.

Сам фильм до боли наминает смесь «Овсянки» и «Похороните меня за плинтусом».  В общем, не только слабовато, но и не ново…

Отзывы

кинозрителей
татьяна

Переехали из города в деревню. В целом районе невозможно найти добросовестного рабочего. Сколько их прошло за 8 лет- и у всех одна черта- урвать заработок при минимуме работы.Желающих работать даже за хорошие деньги нет.Рядом с деревней огромные свинарники агрохолдинга. Дерьмо выливают на поля, типа удобрение.Их свинина, выращенная на анаболиках, отрава-оружие массового поражения.Пусть медленное, но убийство населения.Система та же, урвать побольше и побыстрей.Мои гопники-работники обделены интеллектом, но владельцы агрохолдинга не гопники-то.Люди надо полагать,»образованные,целеустремленные» и детки их являются не приплодом, как у героини Елены, а золотой молодежью,получившей образование в Лондоне.А жизненная позиция у всех одна-вкусно пожрать, мягко поспать и денег побольше.Возможности только у всех разные.В фильме внучок героини калечит ровесников, а золотая молодежь в Москве убивает людей роскошными спорткарами. Не надо ставить акценты на бедность и убогость. Ведь у олигархов тоже не по одному ребенку, но гениев среди них что-то не наблюдается.Ничего нового,кроме нудятины,Звягинцев не открыл. И награды фильму давались за дерьмо,что в фильме вылилось на Россию.Тема, по-моему, в том, что преступления одних( богатых и больных) завуалированы и неподсудны, а преступления гопников очевидны и осуждаемы. Это как, например, у женщины простолюдинки прелюбодеяние- блядство, а у великой актрисы беспорядочные половые связи- поиск большой любви,которую не может встретить из-за своего большого сердца и таланта.По крайней мере, это нам преподносят так с экрана долбоящика.

Miriam

А мне что-то не очень … Чем больше смотрю фильмы Звягинцева, тем больше понимаю, что лучше «Возвращения» он уже ничего не снимет. Бывают «писатели одной книги», а Андрей Звягинцев, похоже, «режисёр одного фильма».
Сюжет «убийство ради денег» стар, как мир. Муж – деспот, Елена вышла замуж за деньги и мужа не любит (раз смогла убить), честно работает бесплатной домработницей и секс-прислугой, но не только не получает денег в достаточном для неё количестве (а для неё «для семьи Серёжи» это и есть «для себя»), но и, как выясняется, не получит их и в дальнейшем. Убийство для неё в данном случае лишь способ восстановить справедливость (и последние станут первыми), и мучиться угрызениями совести она вряд ли будет: счастье любимых людей всегда будет её оправданием в её глазах.
Посмотрела и «Изгнание» … Неадекватная женщина сообщает мужу, что беременна «не его» ребёнком, а он, ослеплённый ревностью, должен, видишь ли, догадаться, что это в каком-то одной ей ведомом аллегорическом смысле! А не догадался – значит, «чужой». Ааа, заставил сделать аборт? – так вот тебе, я ещё и с собой покончу! И в предсмертной записке ещё и сообщу, что ребёнок твой был! А что с двумя другими детьми будет – наплевать! Цепь безумных, лишённых всякой логики поступков явно нездоровой женщины. От жизни ой как далеко!
А вот «Левиафан», напротив, точно «про жизнь», но … фотография ещё не картина.
В общем только фильм «Возвращение» – шедевр, который один делает для меня значимым это имя – Андрей Звягинцев.

Ирина

Хотя, нет, не то, что даже идея не нравится, не нравится, что нет справедливости, возмездия за содеянное. Как будто, так все и должно быть. Мы люди, все равно в глубине души стремимся к светлому «правильному» финалу, где справедливость должна восторжествовать. А иначе зачем нам искусство? Где же катарсис, господин режиссер? Я поняла, чего Вам не хватает в Ваших фильмах, и почему Вас так ругают.

Ирина

Мне очень понравилось, как фильм снят. Главная героиня потрясающа в образе убийцы, слегка мучающегося нечистой совестью за содеянное. Правда, недолго. Может, даже больше боится разоблачения. Фильм задел.
В начале фильма скромная и забитая женщина с постоянно плачущим, мученическим выражением лица после смерти супруга, когда уже незачем и не перед кем притворяться, перевоплощается просто в быдловатую бабу, которая «нянчит» свое никчемное потомство, и в этом весь смысл ее жизни. И таких семейств – тысячи.
Не каждый, конечно, на убийство пойдет. Но при удобном случае, допустим, если сам «к праотцам отправится» почему бы не воспользоваться чужими деньгами? Хотя, с ее точки зрения, она их «отработала», прислуживая этому старому «козлу» 2.5 года…
Ну, как бы нам ни нравился такой взгляд на современную Россию, увы, это правда. Может быть, несколько утрированно показано…Но ведь это кино. Хотя мне идея не нравится. Я не люблю фильмы о дегенератах.

Елена

Фильм про мою жизнь… Что только не сделаешь ради своего ребенка… А дальше что? Заставляет задуматься о многом. Спасибо за фильм. Много размышлений о том, что происходит на самом деле, что будет дальше. Другой угол зрения на свои проблемы дает возможность что-то изменить сейчас… пока не поздно. СПАСИБО.

Зоя

А знаете, господа хорошие, что ни в Каннах,ни в Венеции просто так награды не раздают. Их,действительно, нужно заслужить. Гордитесь,что есть режиссер, который снимает кино профессиональное-европейского и мирового уровня. Конечно, фильм этот не для тех,кто привык к сериалам про золушек со счастливым концом. Тут вообще конца нет-выхвачен кусок жизни, показанной в параметрах реального времени, поэтому и кажется, что сцены затянуты. Все происходит неторопливо,но четко и организованно-и это страшно.Прекрасно сыграны сцены после убийства. Вообще актриса великолепна.Рассуждения о том, что богатые дяди не женятся на таких тетках, а нанимают их в прислуги-выглядят странно. Тем, кто смотрел фильм внимательно- ясно, почему олигарх в свое время женился на простой медсестре. Потрясает обыденность убийства-самого страшного преступления. У меня,например,муж Елены вызывает только уважение.Работайте, мечтайте, идите к своим (благим,конечно) целям и не завидуйте.

Денис 1981

почитал отзывы,посмотрел отзывы…решил,что смотреть не буду,по крайней мере пока..Просто недавно пересмотрел «возвращение»,а потом посмотрел»изгнание» думаю надо передохнуть,слишком много эмоций вызвали предыдущие,особенно «возвращение»,наверное потому ,что пересмотрел уже став отцом сына.Хотелось бы высказаться по поводу некоторых комментариев о том,что автор очерняет наш народ,нашу жизнь и тп,так вот;конечно в его лентах как и любом кино все несколько гипертрофированно,так сказать концентрация проблемы максимальна,но давайте уже в конце концов снимем розовые очки,шоры,и признаем ,что в нашем обществе есть опасные проблемы,на мой взгляд гораздо опаснее,чем геи,и всякая там толерантность европы,у нас равнодушие,алчность,зависть…это есть !,что бы кто не говорил и с этим боротся могут только те люди,которых цепляют эти фильмы за душу,а их в стране не так уж и много.Жду с нетерпением «левиафан»,он призван открыть глаза многим..Смотрите Звягинцева,становитесь лучше,учитесь любить…

гриорий радзивилл

Звягинцев разочаровывает. Берет призы на западных фестивалях, которые премируют его за осквернение им русской страны и русских людей. Посредственно, натянуто, неинтересно. Поэтому его в России и не смотрят. Только Запад может запасть на такое откровенное фуфло. Жду, что следующий его фильм будет о геях (пидорах)и их сложных половых взаимоотношениях

Олег

ОСЛЕПИТЕЛЬНАЯ ГАДОСТЬ БЫТИЯ

Все споры: хороший или плохой. Звягинцев ставит диагноз обществу. Не может быть хорошим доктор, когда говорит: У вас рак. На экране герои нашего времени. Достижение Звягинцева в том, что реальность приобрела художественную форму.

Новая идеология – живите для себя, для семьи и близких. Звягинцев показывает: ни много детей, ни их отсутствие не имеет смысла. Дальше будет еще большее вырождение.

В отзывах иногда говорят, что вокруг них не такие. Нет. Не важно, другой ты или такой же. Выхода нет.

Ольга

Фильм не понравился. Интерпретация на тему «У папа была собака, он ее любил. Она съела кусок мяса он ее убил».

Оливия

В этом фильме, как и в «Изгнании», Звягинцев затрагивает животрепещущую тему взаимоотношений мужчины и женщины в семье. Внешне все выглядит как бы хорошо – супруги уважительно относятся друг к другу, заботятся друг о друге, имеют физическую близость, что для пожилой пары могло быть показателем любви и преданности. Однако с первых же кадров нарастает ощущение неискренности и отчужденности в их отношениях. Все больше понимаешь, что это в большей степени брак «по расчету». И доказательства не заставляют себя долго ждать. Елена просит денег у мужа для своего внука. Причем, деньги для состоятельного мужа небольшие, а значимость этих денег для Елены невероятно огромна. Она боится за жизнь и здоровье своего внука. Она плачет, унижаясь и выпрашивая эти деньги. Сроки поджимают, и деньги нужны срочно. Что же она получает в ответ? Сухое и равнодушное нравоучение о том, что надо было правильно воспитывать своего сына, чтобы тот сам содержал свою семью и решал подобные вопросы самостоятельно. Он особенно подчеркнул, что не обязан содержать чужого ребенка! Таким образом он проявил свою принципиальную позицию, но как же она была жестока и равнодушна по отношению к его жене! Вероятно, Елена поняла, что после случившегося она больше не сможет жить с этим человеком, и решается пойти на крайний шаг – на серьезнейшее преступление ради этих денег. В финале она охвачена страхом возмездия, но раскаяния я не заметила. Очень тяжелая психологическая драма двух людей, которые могли бы любить друг друга, но их связывали совсем другие отношения….

Оливия

Фильм производит тяжелое впечатление, как и фильм Звягинцева «Возвращение». Однако, он открывает сразу несколько тем для размышления. Эти темы очень важно осознать и осмыслить каждому человеку и обществу в целом. Я бы даже дала такую тему для сочинения в старших классах школы, как мы когда-то писали по «Преступлению и наказанию». Во-первых, это проблема воспитания детей. Ребенок, которого балуют, и у которого нет никаких интересов, кроме как поиграть в электронную игру, или потусоваться, вырастет социальным паразитом, который ни работать не хочет, ни родителей не уважает, зато тянет из них деньги. Такие дети из разных слоев общества и показаны в фильме. Во-вторых, это способность пойти на серьезное преступление ради, казалось бы, благой цели -достать деньги на «спасение» внука от армии. И эта тема в фильме связывается с бездуховностью, отсутствием истинной любви к мужу, отсутствием веры в Бога – Елена, возможно, в первый раз приходит в церковь, ставит свечку «за здравие» больного мужа. Как можно одновременно говорить всем о своей любви к мужу, ставить свечку, а потом так жестоко с ним расправиться ради денег? Это ли не бездуховность, безнравственность? В финале не видно раскаяния Елены в содеянном, но чувствуется ее торжество от удачно прокрученного дела…. Намек на безнравственность ее мужа довольно слабый, но есть – он заигрывает (пусть взглядом) с девушками, и его дочь, узнав об инфаркте отца, в первую очередь цинично интресуется, всех ли он девок пересчитал в больнице? Этот фильм – призыв всем людям быть нравственными, целеустремленными, духовными, не нарушать 10 заповедей, любить друг друга, воспитывать детей в труде и уважении к старшим. Хотя бы понять это и стараться стать лучше…. Изменяя себя, мы изменяем мир вокруг нас. Я всем рекомендую посмотреть этот фильм, но настроиться надо не на развлечение за попкорном, а на труд осмысления. Автор вложил в каждый кадр какую-то мысль-послание всем нам.

Оливия

Фильм производит тяжелое впечатление, как и фильм Звягинцева «Возвращение». Однако, он открывает сразу несколько тем для размышления. Эти темы очень важно осознать и осмыслить каждому человеку и обществу в целом. Я бы даже дала такую тему для сочинения в старших классах школы, как мы когда-то писали по «Преступлению и наказанию». Во-первых, это проблема воспитания детей. Ребенок, которого балуют, и у которого нет никаких интересов, кроме как поиграть в электронную игру, или потусоваться, вырастет социальным паразитом, который ни работать не хочет, ни родителей не уважает, зато тянет из них деньги. Такие дети из разных слоев общества и показаны в фильме. Во-вторых, это способность пойти на серьезное преступление ради, казалось бы, благой цели -достать деньги на «спасения» внука от армии. И эта тема в фильме связывается с бездуховностью, отсутствием истинной любви к мужу, отсутствием веры в Бога – Елена, возможно, в первый раз приходит в церковь, ставит свечку «за здравие» больного мужа. Как можно одновременно говорить всем о своей любви к мужу, ставить свечку, а потом так жестоко с ним расправиться ради денег? Это ли не бездуховность, безнравственность? В финале не видно раскаяния Елены в содеянном, но чувствуется ее торжество от удачно прокрученного дела…. Намек на безнравственность ее мужа довольно слабый, но есть – он заигрывает (пусть взглядом) с девушками, и его дочь, узнав об инфаркте отца, в первую очередь цинично интресуется, всех ли он девок пересчитал в больнице? Этот фильм – призыв всем людям быть нравственными, целеустремленными, духовными, не нарушать 10 заповедей, любить друг друга, воспитывать детей в труде и уважении к старшим. Хотя бы понять это и стараться стать лучше…. Изменяя себя, мы изменяем мир вокруг нас. Я всем рекомендую посмотреть этот фильм, но настроиться надо не на развлечение за попкорном, а на труд осмысления. Автор вложил в каждый кадр какую-то мысль-послание всем нам.

Сидоркина Галина

Да, это Звягинцев, а не Достоевский ;)

Сидоркина Галина

Спасибо за отзыв)

Екатерина

Фильм о беспросветности, безысходности и бездушности. О людях-паразитах, отсутствии уважения и любви; об иглах, на которые подсажены персонажи; об отсутствии «героя» в кино и в жизни (персонажи либо нейтральные, либо отрицательные). И о нашей реальности, без всякого, на мой взгляд, художественного вымысла. Звягинцев снял то, что мы видим каждый день.
Как и многие фильмы талантливейшего режиссёра, «Елена» удостоилась кучи премий. Зарубежных, разумеется, у нас его не смотрят и не признают. Подумалось: самое страшное, как мне кажется, не то, что всё это действительно имеет место в нашей жизни, а то, что у нашего зрителя подобное не вызывает ужаса, отвращения и негодования. Почитала отзывы зрителей, народ пишет: «Нашёл чем удивить! Как будто я только что не по этой улице шёл, не с этими людьми встречался! Лучше б что поинтереснее показал». Ну да… а европейцы в шоке. Для них это неприемлемо, страшно, дикость. Ведь персонажи живут автоматизмами, и мало что отличает их от растений. И от паразитов.
Я тут как раз читала много литературы на тему морали и нравственности. Так вот многие учёные, литераторы и философы уверены, что именно наличие совести отличает человека от животного. А вовсе не прямохождение, труд или наличие эмоций. Мне кажется, доля правды в этом есть. Львиная доля.
Но как он всё-таки гениально показал типичных представителей (язык не поворачивается написать «общества») населения! Олигарх, не ищущий уже бескорыстной любви от женщин, но задним числом пытающийся получить хоть какую-то каплю тепла от своего ребёнка; его дочь, равнодушная ко всему, являющая собой воплощение цинизма; жена по расчёту, на шее которой паразитируют её взрослые дети и внуки, готовая ради них на всё (вовсе не от безграничной любви, а по причине размытых границ.И, как следствие, нравственности и внутренней культуры как непреложной части её личности). А семейство гопников-паразитов? Это ж вообще красота! Мы все их наблюдаем каждый день. Очень типичные персонажи для нашей реальности. Например, мать семейства, изображающая формальную заботу о детях и не отходящая от плиты. До безумия инфантильный отец, присосавшийся к бутылке пива и играющий в компьютерные игры вместе с сыном-придурком, смысл жизни которого заключается в откосе от армии, алкоголе и драках во дворе. И всем друг на друга плевать. Даже на детей. Ведь родители плодятся, потому что «так получилось», им и в голову не приходит мысль о том, как они (все же безработные) будут растить ребёнка, на что кормить и одевать. И никто из этих иждивенцев даже не чешется на тему поиска работы. Знакомо? Конечно. Каждому из нас, к сожалению.
Да, смотреть на это не особо приятно. И «не ново», как написали в одном из отзывов. Но я думаю, что Звягинцев никогда не ставил перед собой задачу «удивить» зрителя. Он из тех немногих режиссёров, которые пытаются дать зрителям пищу для ума. А не спецэффекты или интересный сюжет. Это не из разряда «посмотрел, съел поп-корн и забыл». И он не про богатых и бедных, он про совесть и хоть что-то человеческое.
Мне кажется, что фильм призывает нас к нормальному и здоровому чувству отвращения. К таким героям и к такой жизни. Потому что именно так, через осознание ненормальности паразитического бездушного существования, мы можем попытаться хоть что-то изменить. Но не факт)

Света 1973

Фильм тронул за душу. И не могу сказать, что понравился. Просто- это классика. Вечная история о том, как мачеха обобрала падчерицу и всё отдала своим детям. Современное исполнение сказки «Морозко», только с плохим концом. И это основная суть- всё остальное эмоции.

Ольга

Я смотрела фильм в записи и не смогла его досмотреть в первый день. Выключила, когда героиня убила своего мужа. Я думала, что все раскроется и она понесет наказание. На следующий день начала смотреть дальше. Для меня это был настоящий фильм ужасов: тревога нарастала, я ждала, что у героини отнимут сумку с деньгами в электричке, что их украдут из темной квартиры, что ее внука убьют в драке, что младший внук упадет с балкона. Но судьба никак не наказала бабушку-убийцу, но возможно, только пока…

Елена

Прочитала все комментарии, вспомнила разочаровавшие разрекламированные «Овсянки» и поняла: «На «Елену» не пойду! Надоели истории про зачуханных, деформированных и непутевых людей, а особенно – выставление их в качестве «героев нашего времени»… Я знаю много интересных, зажигательных, целеустремленных и успешных людей! Да я сама такая!!! Почему бы про них не снять оптимистичное и жизнеутверждающее кино? Ведь только такие люди реально могут «изменять мир в лучшую сторону». А разве нам не это сейчас так необходимо? Жаль, что единичное воспаленное сознание режиссера в самом его неприглядном виде становится достоянием публики… Пора перестать считать людей «быдлом»! И тогда сразу станет веселее на душе и вокруг нас! Желаю счастья, успехов и удачи всем!!! Андрей Звягинцев, будьте человечней!

Zet

Такие дети сами по себе – уже расплата за грехи. А раскаяние елены до раскаяния раскольникова все равно как-то не тянет. Оно вообще не показано в фильме! Речь идет даже не о любви, а о материнском инстинкте. Но в данном случае таком же низменном как и инстинкт выживания или размножения. И еще – мне фильм не понравился

людмила

Фильм не может оставить равнодушным ни одного думающего человека. Впечатление неоднозначное.Елену жаль, ее жертва напрасна, ее усилий никто не оценит. Сын и его семья используют материнский инстинкт, впереди у них ничего хорошего. Не думаю, что Елену не мучают угрызения совести, она все понимает и ждет расплаты.

Марина Дмитриевна,55 лет

Фильм отвратительнейший.Считаю преступлением выпускать такие фильмы.Если у режиссера в голове тараканы,пусть пишет «в стол»,дабы удовлетворить свои высокомерные амбиции.Важно нести в жизнь позитив и воспитывать духовность в первую очередь в молодом поколении! А не показывать неокрепшим еще молодым душам,как просто и безнаказанно можно получить наследство,напрочь отбросив все заповеди Любви и морали.

Lora

Реальный , грустный фильм. Но такие фильмы нужны, хотя бы для того что бы иногда задуматься и возможно что то попытаться изменить в себе, прежде всего. В стране изменить все сложней. Но хочется верить в то , что новое поколение все таки не все безнадежное, как показано в фильме. Дети вырастают душевными калеками в разных социальных слоях. А Елена это конечно женщина- сука. Она тупо по животному поддалась материнскому инстинкту спасать своего щенка. А щенок этот так и никогда не поймет всю трагедию своей стаи. Грех взят этой женщиной на душу . Аритисты подобраны очень хорошо.

Галина

Раздражающий, шокирующий настолько, что хочется отвернуться, уснуть, забыть… но не забывается, покусывает, холодит и создает фон для мыслей надолго. Где мы? Куда идем? Что с нами происходит? Все сошли с ума… Не депрессивный для меня фильм. Хотя сначала показалось, что приносящий тоску и боль. Как-то наоборот, мотивирующий, разворачивающий на свою душу, на души других.

Наталья

Это ж как нужно ненавидеть простых русских людей, чтобы создать такой фильм! Фильм неправдоподобен. Никогда бы такой успешный и следящий за собой пожилой мужчина не женился, либо не стал жить с немолодой, не блистающей эрудицией, некрасивой женщиной. Таких такие берут в прислуги, а женятся – на противоположных, сущность которых – еще хуже. Эта хоть работать умеет и умеет любить своих детей. Не могла такая женщина так хладнокровно убить человека. Ее дети показаны с презрением, способным разжечь ненависть к создателю фильма. Таких – единицы. Основная масса – люди, работающие на частников за копейкки, их трудовые права ежеминутно нарушаются сытыми мразями – ворами и жуликами. Не случайно народ после выборов тысячами повалил на митинги, потому что так. как мы живем сейчас – это беспредел. Или мы все плюеем с балкона и ничего не делаем? Позор создателю фильма!!!

Виктория

Мне было жаль потраченного времени. Фильм депрессивный, нудный, а главная героиня вызывает к себе стойкое чувство отвращения.

Наталья

Посмотрела фильм. На одном дыхании. Конфликт между классами понятен, отношение к каждому герою определено. Согласна с комментариями об ужасе происходящего! Меня более затронула тема: мать-сын-внук. У Елены изувеченное, уродливое, жалкое чувство любви к сыну и его внуку. Будто женщина зомбирована – нужно спасать от армии (все так делают), нужно отправить в институт (все так делают). Никто не задает вопрос – ЗАЧЕМ?Родители начинающего гопника спрашивают, сделал ли уроки (все так спрашивают),ЗАЧЕМ? У нас не только общество богатых и бедных, у нас общество зомбированных ,тупых людей, заведенных механизмов. Никто не задает вопрос – зачем я это делаю, зачем так говорю. Ведь ВСЕ ТАК ЖИВУТ. И мне Елену никак не жаль, у меня растет против нее злоба, раздражение. Глупая, недалекая тетка. Сына своего не любит и внуки для нее есть, так уж пусть и будут. Звягинцев наглядно показал процесс воспитания детей в нашем больном, гнилом обществе. Вот такие детки уже выросли, а такие подрастают, скоро будет пополнение еще некоторых деток, неважно девочки они или мальчики. Хорошее общество получится.

Анна

Начала смотреть фильм только потому, что он получил награды. Поначалу как-то вяло наблюдала за развитием событий, но затем фильм просто захватил. Не могла оторваться, сюжет потряс до глубины души. Сначала сочувствовала Елене, но постепенно симпатия перешла на сторону её мужа. Вывод напрашивается один: каждый в этой жизни должен оставаться на своем месте. Люмпенам типа Елены и её семьи не помогут ни деньги, ни купленное образование, ни проживание в престижном районе. Он как в Бирюлёво плевал с балкона, так и в центре Москвы будет это делать.А олигарх не такой уж и отрицательный персонаж: говорит здравые вещи, слушает классическую музыку, воспитан. Не важно, как он заработал эти деньги,из его отношения к паразитированию и тунеядству сына Елены понятно, что он много работал.Страшно, что бедного внучка отмазали от «ужасной» службы в Армии где-нибудь в Осетии,где его могут убить или покалечить, а после этого внучок идёт и сам калечит других. Жуть! Мы сами своими руками калечим свои судьбы и жизни других, взращиваем монстров из благих побуждений. И почему многие называют этот фильм чернухой? Это наша суровая правда жизни. Обилие развлекухи в кассовое время уже просто достало, поэтому удивилась, что такой серьезный фильм не для всех прошёл в нормальное время, а не ночью, как это они любят на ТВ. Работа режиссёра удалась,не без недостатков, но в целом -отличный фильм!

Елена Морозова

Много натянутости и несоответствия. Кто-то увидел в Елене содержанку, прислугу и даже чуть ли не рабыню. Мне же показалось, что Елена имела большую власть над мужем. Ну кто возьмёт на содержание (хотя бы только на содержание!) пожилую простую женщину? А уж тем более, – в жёны! Как известно, обеспеченный мужчина возраста не имеет и купить может кого угодно. Значит – чувства?! Выходит, достойна эта Елена такой высокой цены, коль смогла вызвать чувства достойного человека. Вот и не понятно поэтому, что если смогла стать женой, почему же не может и более простой вопрос решить иначе, чем убийством? Влюбить в себя и женить сумела, а вот взять при этом в оборот почему-то не получается. И вопрос с наследством герой решает неправдоподобно душевно и по-человечески. В жизни же больше случаев решения принимается в пользу новой жены, нежели детей от какого-то там ошибочного прошлого брака, тем более, таких неудачных и не ласковых детей. Не вызвало у меня, как у женщины, доверия к тому, что женщине на старости больше хочется жить с невесткой, чем с человеком, который её любит и даёт ей возможность ощущать себя желанной женщиной, а не старухой. Неужели можно самой поставить крест на своём женском счастье? А помните конец, когда сын говорит, что «договорится» с дочерью Катей? Да что же это за генетическая убийственность у них в роду? Или по мнению автора – в этом социальном кругу?

Алла

Сколько же можно этой чернухи: некрофилические «Овсянки», еще одна некрофилия и порнуха «Груз200″, депрессивная «Коктебель», теперь констатация прозы жизни «Елены», которую сравнивают с фильмами А.Тарковского. Побойтесь Бога, господа. У Тарковского свет, поэзия, Бог, у вас – ничего, ноль и полная безнадега в жизни, да и жизнь ли это? Давайте уж сразу конец света в двух частях, часа на четыре. И закончим с кинематографом в России вовсе.

лариса

Потрясающий фильм.А казалось бы, ну что нового показал режиссер?Правду.Точно подметил обыденность убийства,как просто это сделать, как мало любви между близкими людьми- это же на каждом шагу.Работа Маркиной великолепна.Такая «Мать» Горького,для сына готова на все.

анна

Вымученная слабосильная интеллигентская литературная фантазия «на тему», о которой режиссер не имеет ни малейшего представления. Возможно, некоторые черты характера Елены типичны для женщин ее среды. Возможно, мужчины типа Владимира также довольно типичны. Все вместе – не лезет ни в какие ворота. Никогда человек определенного социального положения не будет так наивен, как муж Елены, полная чушь. Никогда тетки елениного типа не будут цитировать Библию, даже актрисе стало неудобно. В общем, молодому человеку вместо того, чтобы гнаться за модными цветовыми сочетаниями, неплохо бы подучить матчасть.

Алик

Фильм скорее документальный, а не художественный. Художественности в нем не больше, чем в «Прибытии поезда» Люмьеров. Ну что с того, что баба хладнокровно убила мужа и спокойно зажила со своим дебилом-сыном в мужниной квартире? Это происходит по всему миру ежедневно десятки раз. Если бы Достоевский закончил свое «Преступление …» убийством старушки-процентщицы, то получилось бы примерно то же самое. При чем тут Оскар – не понятно.

маша

Да о чем вы? Это хорошо поставленная человеконенавистническая картина, показывающая, как они «лучшие» видят нас, нищих и убогих.
Вроде как, даже если вы победите и будет все по справедливости, все равно вы уроды, дети ваши пьют еще в утробе, а ваши ценности – животные.
Не верите? Елена – срисована с плаката «Родина – мать зовет!»
В середине фильма она оправдывается за то, что ее дети детей наделали.
И вся картина прививает чувство стыда за себя и свой народ – живущий служанкой у хозяев жизни. Только вот все не так, ребята!!!
Нас обворовали и дурят голову. Читайте Концепцию Общественной безопасности!

Жанна

Потрясена фильмом,все время пытаюсь понять,что это было и почему зацепило так?!Душа действительно болит и ноет ,до чего мы докатились,ведь это наша с вами жизнь в разрезе.Как убить и не испытывать при этом чувство вины?Вообще КАК ЭТО ВЗЯТЬ И УБИТЬ,потому что дебила внука надо сунуть в институт чтоб от армии отмазать,а задницу отодрать от дивана и работать слабо?Кто прав,старик не давший денег на взятку в институт внуку женщины,которая живет с ним много лет или Елена,решившая проблему так как умела.Одни вопросы.Вроде он прав не обязан,не должен,семья паразитирует видимо не первый год на его же деньги.Что за взаимоотношения между главными героями,как у них могла сложиться семья и социально далеки,и уровень развития разный,и этот могильный холод между ними.Старик мог с таким же успехом нанять прислугу,она бы не болталась под ногами ,не досаждала просьбами и жилось бы комфортнее или была любовь когда-то? Жить стало страшнее после фильма,человек который рядом может предать,убить?Или это ужас повторных браков,построенных на расчете-ты домработница,я благодетель. Елена не может быть доброй и милой женщиной какой кажется поначалу.Эта добрая вырастила безвольного тунеядца,который продолжая добрую традицию матери плодит таких же бездельников.Эта милая пафосно высказывается о социальной несправедливости и тут же грабь награбленное,да еще убив ближнего своего? Звягинцев молодец,надавил на больное,важное,заставил задуматься над тем как живем.А людей ,оправдывающих Елену немало,говорят делиться надо.А надо ли и с кем?

Эльнора

Фильм затрагивает до боли знакомые проблемы, с которыми жили и продолжаем жить. Неважно как он называется «Елена» или «Хелен», как планировалось. Это есть везде и всюду – паразиты расплодились повсюду, только с ними невозможно бороться.

Нати

Я ожидала большего…. по моему перед Еленой вопрос о том можно ли так и как потом с этим жить вообще не стоял. Я дуно это мала что будет поставлена дилемма, вот ты совершила, теперь мучайся….Но нет, не возмездия, ни мук совести, сплошная бытовуха….. А вот главный герой и его дочь говорили здравые вещи и во многом правы… Это не чернуха, это то что мы видим сплошь и рядом. В моей семье также было…никто никого не убивал, но жена моего деда завладела всем после его смерти, а дети ни с чем остались.

Verblou

Елена и ее потомство…
Подобные существа – увы, имя им легион – совершенно невосприимчивы ко всему, что лежит за пределами их з о о л о г и ч е с к о г о естества, и ко всему, что не связано с хватательным рефлексом. И родительские чувства у них – чисто зоологического свойства. Они были , есть и будут всегда. Они повсюду и они любят называть себя народом.

Фильм потрясающий!!!

Само собой разумеется, что непроходимые жлобы, которые всю жизнь заглядывают в чужой карман, пасут чужое имущество, примериваются к наследству и используют любую возможность для паразитирования на ком бы то и на чем бы то ни было, в силу собственной своей природы неспособны принять этот фильм. Они – аудитория передачи «Давай поженимся». По всему видно: автор «Елены» не рассчитывает на эту аудиторию. И апеллирует фильм не к ним, а к тем, кому следовало бы этих существ остерегаться, держать их на приличном расстоянии, и уж, во всяком случае, не делать из деревянного, чуждого во всех отношениях, пусть даже неглупого и работящего существа, законную жену. Но, ведь, и к к пострадавшей стороне, в данном случае, имеются вопросы. Что, кстати, только подтверждает и усиливает достоинства этой чуткой и правдивой ленты. Она обо многом заставляет задуматься. О том, что остается далеко за пределами ее сюжета. В том числе и о том, что и н о г д а о н и собираются под знамена. И тогда происходит страшное. И повинны в этом страшном далеко не только «о н и «, как бы много их ни было.

Алла Орлянская

Фильм потряс. Целый день после просмотра болит душа. До чего дошла Россия: за «30 серебрянников» продать душу. Говорят, что ночь перед рассветом становится темнее. Вот это уж воистину мрак и предел душевного обнищания людей. И богатые ничем не отличаются по сути от бедных.Спасибо Звягинцеву. Люди опомнитесь!

Наталья

Фильм плохой. Вторичный.Был фильм «Подмосковные вечера». Да расслоение общества. Но когда оно началось. Вчера ли. Давно началось еще при Советах. Если забыли, то вспомните высокомерие нашей так называемой советской элиты. Художественное решение иногда цепляет. Эти жуткие берюлевы и замкадье. У Татьяны Толстой есть рассказ о людях, уехавших из центра и томящихся от вида жуткого
спального района. Этих блочных домов с вонючими подъездами. Нарушение экологии взгляда ко всему прочему. Но кстати ТЭЦ тоже «сперта» и з фильма «Груз 2оо». Для них»там» этот фильм попытка наша
что-то осознать. Ну как какое-нибудь африканско-корейскуое кино. Мол, давайте. Это как двоечнику поставить тройку. Посмотрите «Подмосковные вечера». В общем обо всем и по-немногу. Тетка монстр.

Татьяна

Фильм замечательный. Все время мысленно возвращаюсь к героям. А может и не будет никакого возмездия, может оно уже настигло человека и его дочь за то что живут они используя людей, как нужные им в данный момент вещи. Ведь Елена не три года, а десять лет пребывала в этом психологическом рабстве, хоть и с хорошей кормешкой.

Вера

Занудный, до неприличия затянуты сцены,сплошной показ задниц героев без ног и голов. Не верите – просмотрите еще раз. Зачем плодить фильмы похожие друг на друга? Мы видим это каждый день. Задолбала чернуха. На чем вы зарабатываете себе бонусы, господа режиссеры? . Ах, какой талант!!! Ах, какой актуальный фильм!!! А мои дети трудятся на предприятии, где платят зарплату, на которую особо не разгуляешься.Они не тунеядцы, хорошие ребята. Только почему я не вижу радости в их глазах? От того, что ты нормальный человек, благосостояние семьи не улучшается. Вот и приходится выкраивать для детей из своего бюджета немного помощи.В нашей стране хорошо живет только тот, кто умеет воровать – мы не умеем
. Откуда у старичка, почившего от Виагры, такой доход? От трудов праведных?

Игорь

О чем фильм? Поплевал с балкона, попил пива, погрыз орешки, подождал, пока мама убьет человека и принесет деньги на взятку. Не на спасение жизни ребенка, не на лечение от страшной болезни. На поступление в институт. Забрали чужие деньги, влезли в чужую квартиру, на лицах счастье, мама улабается. Фильм о монстрах, населяющих нашу страну? Пора закрывать Россию и расходиться? Один наш режиссер страшнее сотни ихних террористов.

Наталья Малинкина

Елена бессмысленно загубила свою и так постылую жизнь. ЕЕ семейству это не поможет. Ту «безнадегу», которая сидит у них внутри, не перекрыть никакими средствами .Все их дальнейшее существование тривиально до тошноты, поэтому продолжения не требуется…

Степан

Если честно, я думал, что будет вторая серия, но увы. Фильм не законченный, нету логики и справедливого окончания. Простое безсмысленное и безнаказанное убийство так и не раскрыто, никто не понес наказания. В конце фильма мы видим пиршество ленивых алкашей и идиотов. А про виагру просто смешно, помоему и так понятно, что ему в лежачем состоянии было не до секса. А где расследование? Вывод из фильма можно сделать такой – в России нет правосудия можно убивать, при этом не работать а жрать и пить на нарабленные деньги. Грустно как-то. Фильи ни о чем.

Антонина

Обыкновенная чернуха,которой в жизни предостаточно!А у Звягинцева явно психологоческие проблемы,которые он пытается свалить таким образом.Все-таки надо больше снимать позитивного,раз смогли добраться в кинематограф.То Михалков тратит госбюджет без окупаемости,теперь Звягинцев..не зря =Елена= сразу после Каннского фестиваля показали по ТВ.в кинотеатрах бы был полный провал.

ЕЛЕНА

Фильм безупречен, выполнен в лучших классических традициях – здесь нет однозначно «плохих» и «хороших» героев. Режиссер показал разные, параллельные миры. Не могут сосуществовать вместе и переплетаться судьбы показанных в этой картине героев. Елена – продукт советской эпохи, такие люди – паразиты, они считают, что им все должны дать просто так. Елена вышла замуж «за деньги» – ей много лет, а в браке с мужем она прожила менее трех лет. Мир ее мужа был ей чужим, ей некомфортно в красивой модной квартире, она даже не может общаться с мужем – нет общих тем. Но муж Елены мне очень понравился – очень здравомыслящий и уважаемый человек, ухоженный, подтянутый, несмотря на свой немолодой возраст ведет активную жизнь, много работает. Такой статус нарабатывается годами. Странно, как эта Елена вообще могла стать его женой – максимум прислугой. И это было бы проще для всех: отработала, получила деньги и пошла (или не пошла ) к себе домой, к своим проблемам. Ведь ей очень хорошо и комфортно было в убогой квартире на окраине города в семье своего никчемного сына, который плодит заведомо «пустых» детей-ведь он не хочет им дать ничего, ни воспитания, ни принципов ни образования. Потом эти люди ищут виноватых, ругают правительство, ненавидят богатых (они украли их деньги и поэтому так хорошо живут) и т.д. Елена рассматривала своего мужа исключительно как источник средств для содержания своей семьи, убила его без колебаний, никаких угрызений совести: уже вся ее семейка обосновалась в квартире мужа, малыш спокойно спит на постели, где недавно умер хозяин…
Этим фильмом режиссер показывает, что все отношения в обществе цикличны – сколько ни уравнивай социальные слои населения, все равно возникнет неравенство, а «пролетариат» поистине бессмертен…

Валентина

Хороший фильм, после просмотра так грустно, так узнаваема наша действительность и так все точно. Спасибо режиссеру, актеры все безупречны.А.Смирнова уважаю как режиссера и актера.

Вера

Замечательный фильм. Не могла оторваться ни на секунду. Его не смотришь, в него входишь и сопереживаешь. И как все узнаваемо. Это про нас с вами.

Елена Зотова

Фильм затянутый. Меня не убедило, что такая женщина могла пойти на убийство. Страшно, насколько материнская любовь может быть слепа. Не может быть таких целей, ради которых оправданы такие средства. Очевидно, что ее «гнилому семени» никакие деньги и квартиры не помогут. Не хочеться верить, что такие люди могут нас окружать? Оттого после фильма тошно.Дай бог, чтобы среди наших родных, друзей и знакомых не было такого. Благодарна режиссеру за одну из мыслей фильма: «Как воспитывать детей, чтобы они были счатливы и в их жизни был бы смысл и польза?» Даже у очень достойных людей это не всегда получается. И от количества денег это никак не зависит. Мне кажеться,что надо меньше смореть ТВ, а больше общаться с детьми и разделять увлечения др. друга. И многое другое…

Наталья Сергеева

Только что посмотрела фильм. Во-первых, занудство полное. Во-вторых, не считаю правильным, что Елена решает проблемы своих детей и внуков за счёт богатенького мужа: это им не поможет стать нормальными людьми и самим зарабатывать деньги на свою жизнь. И, наконец, в-третьих, надо понять наконец, что надо зарабатывать на жизнь своим трудом, а не паразитировать на других, как призывает режиссёр Звягинцев.

Любовь Демидова

Я поставила фильму высшую оценку, потому что он удивительно сделан: минимум средств, неторопливое описание быта, конфликт не на «разрыв аорты» , как говорится, а какое точное попадание именно в душу зрителя (мою,в частности, она такого же возраста, что и у героев), нарастание и сгущение атмосферы вокруг героев, короткое размышление героини перед убийством (никаких тебе терзаний по Достоевскому) и вот дело сделано. А у меня, эрителя,эмоций было гораздо больше, хотя я всего лишь смотрела на экран, а к концу фильма просто обуял страх и застучало сердце: что же вы, люди, делаете, ублажаете тела, а самое дорогое – бессмертную душу -губите, и что с вами в итоге будет?Не отвертитесь и неспрячетесь.

Любовь Демидова

«Зацепила » Ваша последняя фраза о том, кто кого переживет. А по-моему как раз ответа на этот вопрос в фильме нет. Всё ещё только начинает развиваться, недаром Елена так смертельно пугается, когда в доме у сына внезапно гаснет свет («знает Васька чьё мясо съела»). А затем эта пьяная драка подростков просто заставляла ждать скорого и неотвратимого возмездия . Женщина взяла смертный грех на душу – убила человека, которого любила, но который (надо же какой нехороший!) не захотел делиться своими деньгами с явными тунеядцами. Причем добавил, что если бы речь шла о здоровьи внука, то не задумывался бы ни на минуту. Ничего из полученного таким образом не будет впрок этой семье и вся их настоящая трагедия ещё впереди.

Никита

Остро социальный фильм на философскую тему – кто кого переживет богатые и больные бедных и здоровых или наоборот? Стоящий фильм!

Общее впечатление о фильме:

 Хороший фильм
 Средний фильм
 Плохой фильм