КиноЛюди

«Великий мастер» («Yi dai zong shi», 2013, Гонконг, Китай, США)

В ролях: Чжан Цзыи, Тони Люн Чу Вай, Сон Хё Гю, Кунг Ле
Режиссер: Вонг Кар-Вай
Кинематографическая школа: Китай
Жанр: Боевик, Драма, Фильм-биография
Длительность: 02:10

Великий Мастер и основатель знаменитой школы восточных единоборств вынужден уйти на покой, но он не может этого сделать, пока не нашел достойного преемника. У него есть на примете один очень способный ученик, но у того несколько другое видение вопроса, нежели у Учителя.

Ученик решил не ограничиваться одной школой, а объединить разные направления одно. Это не так просто сделать, поэтому чтобы доказать свою состоятельность, он вызывает по очереди глав различных школ. История прославленного Ип Мана, рассказанная живым китайским классиком.

Рецензии

редакторов и прессы
Розыгрыши Синемапарка
все рецензии (188)

Немного зеленой восточной тоски от «Великого мастера»

Знаете, чем больше всего поразил меня «Великий мастер»? ПОЛНЫМ несоответствием того, о чем сказано в анонсе и того, что происходит в фильме. Зачем, спрашивается, обещать зрителям, что они увидят стандартную борьбу школ боевых искусств с легкой любовной подоплекой? Фильм ВООБЩЕ не об этом.

Хотя нужно отдать должное составителям анонса: понять, о чем же этот фильм на самом деле, непросто. И еще сложнее описать в нескольких словах его сюжет, да еще так, чтобы заманить зрителей на это зрелище.

Так что ладно, выдохнем, устроимся поудобнее в кресле и попробуем понять, что это за зрелище, и как его переварить. Как и все восточное, фильм сразу удивляет необычным сочетанием вкусов. Обещанной остроты экшна нет и в помине. Зато остро ощущаются запахи старого чердака, из которого спустя много лет вытряхнули его содержимое.

Представьте, что вас позвали на старый чердак разбирать наследство некого малознакомого семейства. И пообещали, что вы там найдете массу занимательных вещиц. А там сплошная тоска и ветхость. И вы прекрасно понимаете, что у кого-то все эти затхлые вещицы вызвали бы слезы умиления. Но у вас более прозаический взгляд на все это добро. И становится просто невообразимо скучно. Похожая ситуация с этим фильмом. Может, у китайцев этот фильм и вызвал слезу ностальгического умиления. Но мне, как человеку, которому пообещали красивое динамичное зрелище, но завели на старый чердак перебирать старье, стало как-то тоскливо.

Так что при всем желании не могу поставить фильму больше трех баллов. Он заслужил это за те отдельные красивые сцены, которые хоть как-то скрасили мое пребывание в кинозале. Но в целом впечатление осталось не очень. Слишком уж задавил меня этот «Великий мастер» своей зеленой восточной тоской.

Элла Агеева

Розыгрыши Синемапарка
все рецензии (188)

Просто красиво

Cовсем не хочется  вдаваться в фильмографию китайского режиссера Вонга Кар Вая и особенности его режиссерского метода. Не стоит также концентрироваться на биографии Ип Мана. Все это вторично, поскольку вряд ли режиссер думал: «А будет ли в этом фильме прослеживаться мой стиль? А что скажут критики? А что подумают зрители?». Разумеется, такие вопросы существуют в мире кино, но все больше в Голливуде, где стараются просчитать, когда зритель засмеется, а когда должен вздрогнуть. Это не для Кар Вая.

Снять фильм о Кунг-фу в такой манере – это достаточно неожиданно. В нем есть канонические для восточных фильмов о боевых искусствах визуальные составляющие (детализация кадра на каплях дождя, снеге, сосульках, дрожании ветвей), эффектные бои, больше похожие на хореографию, герои и злодеи. Но эта картина из той категории,  которую не стоит подвергать анализу.

В ней много незавершенности, но непонятно, недоработка ли это, или замысел, чтобы уже после просмотра в голове возникали ассоциативные ряды и продолжения сюжетных линий. Фильм похож на затянутый клип с потрясающей по красоте картинкой, на фоне которой блекнут и сами герои. Слепое подчинение судьбе, следование кодексу,  глубочайшие внутренние переживания, практически не отражающиеся на лицах – все это в некотором роде растворенность восточной ментальности в сюжете.

Весь фильм я смотрел восторженными глазами – настолько все было гармонично. Однако спустя пару часов я уже не думал о нем. Это просто радуга после дождя.

Анатолий Франсев.


Kira
все рецензии (26)

Декаданс с восточным привкусом

Есть фильмы, которые оставляют долгое терпкое послевкусие… «Великий мастер» относится как раз к таким картинам. Немного вязкие кадры, традиционно художественные капли дождя. Все это составляется в причудливую мозаику. Возможно, здесь нет какого-то глубинного смысла, но есть тягучее послевкусие…

Может потому, что фильм автобиографичный в нем нет привычной киношной динамики, нет прилизанных романтических историй. Все просто как в жизни. И точно так же сложно.

Шла в кинозал с ощущением, что получу порцию красивых сказок о кунг-фу, коллекцию изящных кадров и простенький сюжет. Из анонса следовало, что в фильме будет показана борьба за лидерство между школами боевых искусств. Плюс пунктиром проходила некая любовная интрига. Ни того, ни другого в фильме не оказалось.

Все построено на довольно обрывочном рассказе о жизни и пути Ип Мана: популяризатора стиля Вин Чун и учителя знаменитого Брюса Ли. Уже потом узнала, что специально для европейцев фильм немного урезали: убрали кадры, которые были бы непонятны рожденным вне Китая зрителям. И все-таки фильм получился слишком китайским.

Чувствуется какая-то глубокая грусть, тоска по ушедшей культуре, утраченным боевым стилям, по легендарным мастерам, канувшим в небытие. Если говорить европейским языком, в фильме много декаданса. Если говорить языком притч, которыми изъясняются герои фильма, в фильме много красивого философского любования этой ностальгической тоской, этими сожалениями об ушедшем времени, об утраченных возможностях.

По традиции в фильме много красивых потасовок, в которых изящные девушки легкими быстрыми движениями заставляют кувыркаться в воздухе крепких мужчин. Но центральным стержнем всей боевой тематики становится особый, глубоко сконцентрированный взгляд великого мастера, который не меняется на протяжении всего фильма. Какие бы беды и невзгоды, какие бы войны и бомбежки не были в кадре, взгляд Ип Мана остается неизменно спокойным, сосредоточенным, глубоким и серьезным. Не знаю, было ли так в жизни. Но для фильма очень правильно было сделать Ип Мана именно таким.

Фильм нужно смотреть, когда хочется немного разбавить свое линейное европейское восприятие мира причудливыми, как иероглиф, узорами. Его надо смотреть, когда хочется посмотреть под другим углом зрения на мир вообще и на мир восточных боевых искусств в частности. И еще его надо смотреть, когда хочется почувствовать это особое тягучее послевкусие, как после экзотического напитка, вкус которого непонятен и неожидан поначалу, а потом раскрывается в самых разных и неожиданных привкусах.

Отзывы

кинозрителей

Комментариев нет.

Общее впечатление о фильме:

 Хороший фильм
 Средний фильм
 Плохой фильм